Об изменениях федерального законодательства в январе-феврале 2016 г.
Об изменениях федерального законодательства в январе-феврале 2016 г.
Об изменениях федерального законодательства в январе-феврале 2016г.
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в части деятельности наблюдателей" ограничено количество наблюдателей от одной партии на избирательном участке в день голосования.
Поправки касаются работы наблюдателей на избирательном участке в период голосования.
Закреплено, что политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую комиссию не более 2 наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. При этом одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.
Установлены требования к кандидатурам наблюдателей. Вводится предварительное уведомление о направлении наблюдателей.
Наблюдателям разрешено проводить в помещении для голосования фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя участковой комиссии.
Прописаны правила поведения наблюдателей при проведении голосования.
Также ограничено количество замен членов комиссии с правом совещательного голоса.
Согласно поправкам кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия члена комиссии и назначать нового члена в отношении одной комиссии не более 5 раз.
Предусмотрены и иные гарантии гласности работы избирательных комиссий. В частности, на заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, может присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения.
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 24-ФЗ "О внесении изменения в статью 12.5 Федерального закона "О противодействии коррупции" внесены изменения в часть 1 статьи 12.5 Федерального закона от 25 декабря 2008года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которым для региональных госслужащих разрешили устанавливать дополнительные запреты и ограничения.
Расширен перечень лиц, для которых федеральными и региональными законами могут устанавливаться иные, не предусмотренные Законом о противодействии коррупции, запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения.
Это также касается государственных гражданских служащих субъектов Федерации.
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 21-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"внесены измененияв пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 2 марта2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии с изменениями муниципальный служащий, сдавший подарок,полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебнойкомандировкой или с другим официальным мероприятием, может его выкупить впорядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.
Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Поправки касаются вопросов прохождения военной службы.
Во-первых, федеральные органы власти, в которых предусмотрена военная служба, наделяются с 1 января 2017 г. правом определять случаи ношения военнослужащими при исполнении обязанностей военной службы гражданской, специальной, форменной или иной одежды, не относящейся к военной форме.
Во-вторых, присваивать очередные воинские звания будут с учетом таких обстоятельств, как воинская дисциплина и соблюдение требований к служебному поведению. Определены случаи, когда очередное воинское звание не присваивается (например, возбуждение в отношении военнослужащего уголовного дела, проведение разбирательства в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка и др.). Кроме того, не будут присваивать очередное воинское звание военнослужащим, находящимся в распоряжении командира, военная служба которых приостановлена, а также до окончания срока испытания при поступлении на военную службу по контракту.
Одновременно расширен перечень грубых дисциплинарных проступков. К таковым отнесены нарушение порядка выезда из страны, утрата служебного удостоверения по небрежности.
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 17-ФЗ "О внесении изменения в статью 74 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уточнены основания снятия глав муниципалитетов с должностей.
В действующей редакции высшее должностное лицо региона (руководитель высшего исполнительного органа власти региона) отрешает главу муниципалитета или главу местной администрации от должности за нецелевое расходование субвенций.
Поправками взамен предусмотрено снятие с должности за нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов.
Согласно внесенным постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2016 г. N 65 "О внесении изменений в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений" при получении новых водительских прав в связи с изменением фамилии медсправка более не потребуется.
Так, медицинское заключение исключено из перечня документов, предоставляемых для получения российского национального удостоверения вместо ранее выданного при изменении персональных данных его владельца, а также в случае повреждения или утраты (хищения) документа.
Заключение также не требуется при получении международного удостоверения.
Срок действия российского национального удостоверения изменится, если оно выдано вместо ранее полученного в связи с изменением состояния здоровья водителя, то есть выявлены медицинские показания или ограничения к управлению транспортным средством (ТС).
Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 03 февраля 2016 г. "С 1 февраля 2016 года пособия семьям с детьми проиндексированы на 7%".
С 1 февраля 2016 г. увеличены размеры пособий для семей с детьми.
Сообщается, что с 1 февраля 2016 г. пособия семьям с детьми проиндексированы на 7%.
Так, единовременное пособие при рождении ребенка составляет 15 512,65 руб. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет для граждан, не подлежащих ОСС, равен 2 908,62 руб. - по уходу за первым ребенком, 5 817,2 руб. - по уходу за вторым и последующими детьми.
В 2016 г. в 69 регионах предоставляется ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до достижения ими возраста 3 лет. Из них 53 субъекта получают софинансирование из федерального бюджета. Размер выплаты установлен на уровне регионального прожиточного минимума ребенка и в среднем по стране составляет около 9 000 руб.
С 1 января 2016 г. увеличены пособия, которые выплачиваются в рамках соцстрахования. Так, максимально возможная сумма пособия по беременности и родам, которое выплачивается в размере 100% среднего заработка женщины, составляет в 2016 г. 53 916,67 руб. за полный календарный месяц.
Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, выплачиваемого в размере 40% от среднего заработка, составляет в 2016 г. 21 554,85 руб.
|
Виды пособий |
Размер выплаты в 2016 году, рублей |
Размер выплаты в 2015 году, рублей |
|
Для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию | ||
|
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
581,73 |
543,67 |
|
Единовременное пособие при рождении ребенка |
15 512,65 |
14 497,80 |
|
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью |
15512,65 |
14 497,80 |
|
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
24 565,89 |
22 958,78 |
|
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
10 528,24 |
9 839,48 |
|
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет |
2 908,62 (на первого ребенка) 5 817,24 (на второго и последующих детей) |
2 718,34 (на первого ребенка) 5 436,67 (на второго и последующих детей) |
|
Виды пособий |
Размер выплаты в 2016 году, рублей |
Размер выплаты в 2015 году, рублей |
|
Для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию | ||
|
Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (40% от среднего заработка) |
21 554,85 |
19 855,8 |
|
Пособие по беременности и родам (100% среднего заработка суммарно за 70 дней до и 70 дней после рождения ребенка) Максимально возможная сумма пособия за полный календарный месяц |
53 916,67 |
49 666,7 |
Постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. N 42 "Об установлении с 1 февраля 2016 г. размера индексации выплат, пособий и компенсаций".
С 1 февраля 2016 г. предусмотрена индексация на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 г. и установленным в 2015 г. размером индексации некоторых выплат, пособий и компенсаций.
Речь идет о суммах, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; ветеранам; женщинам, имеющим детей; детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей; детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения со службы.
Представленным распоряжением данные выплаты будут проиндексированы на 7 процентов.
Постановление вступило в силу с 1 февраля 2016 г.
С 15 января 2016 г. вступил в силу закон, разрешающий ограничивать должников в праве управления транспортными средствами.
С15 января 2016 года, вступил в силу Федеральный закон от 28ноября 2015 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Обисполнительном производстве" и отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации".
Закон предполагает установление временных ограничений на пользованиелицом, в том числе не уплатившим административные штрафы на сумму свыше10 000 рублей, специальным правом в виде приостановления действияпредоставленного должнику права управления транспортными средствами – доисполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо довозникновения оснований для отмены такого ограничения.
Временное ограничение на пользование должником специальным правом неможет применяться в случае:
— если установление такого ограничения лишает должника основногозаконного источника средств к существованию;
- если использование транспортного средства является для должника ипроживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством дляобеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортнойдоступности места постоянного проживания;
- если должник является лицом, которое пользуется транспортнымсредством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находитсялицо, признанное инвалидом I или II группы, либо ребенком-инвалидом;
- если сумма задолженности по исполнительному документу не превышает10 000 рублей;
- если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнениятребований исполнительного документа.
Необходимо отметить, что в соответствии с законом должник личноуведомляется о применении к нему данного временного ограничения.
Ограничение на пользование специальным правом «заочно" может бытьприменено только к должнику, находящемуся в розыске в рамкахисполнительного производства.
Копия вынесенного постановления направляется в подразделение органаисполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности (то есть - в Госавтоинспекцию).
При поступлении информации об исполнении требований исполнительногодокумента судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня вынесетпостановление о снятии ограничения и незамедлительно направит его копиюдолжнику, взыскателю и в соответствующий государственный орган.
За нарушение временного ограничения на пользование специальнымправом предусмотрено привлечение к административной ответственности постатье 17.17 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях, санкции которой: обязательные работы на срок допятидесяти часов или лишение специального права на срок до одного года.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 457-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" расширен перечень оснований для лишения родительских прав.
В него включено совершение умышленного преступления против жизни или здоровья другого родителя ребенка или иных членов семьи.
С 01.01.2016г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов".
Согласно изменениям, законом региона устанавливается перечень муниципальных районов и городских округов, в которых экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, обязательна.
Из области оценки регулирующего воздействия, проводимой на уровне регионов и муниципалитетов, исключены проекты актов в бюджетной и налоговой сферах.
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым регулируются вопросы порядка и условий установления дополнительных гарантий главам регионов, а также лицам, занимавшим государственные должности.
Региональный нормативный правовой акт может устанавливать дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий лицам, замещающим госдолжности субъекта Федерации, в т. ч. главе региона.
Согласно изменениям такой акт может быть принят только в отношении тех, кто замещал указанные должности на профессиональной постоянной основе, достиг пенсионного возраста или потерял трудоспособность в период реализации полномочий.
Также не должны предоставляться гарантии лицам, полномочия которых прекращены в связи с несоблюдением запретов, ограничений и обязанностей, предусмотренных законодательством.
Аналогичные условия предоставления указанных гарантий решено предусмотреть в уставах муниципальных образований. Это касается депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 442-ФЗ "О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" увеличен штраф за непредоставление первичных статистических данных.
Усилена ответственность за нарушение порядка представления статистической информации.
За непредоставление первичных статистических данных, несвоевременное предоставление этих данных или подачу недостоверных статданных установлен административный штраф в размере от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 20 до 70 тыс. руб. для организаций. Ранее за нарушение порядка представления статистической информации для должностных лиц был предусмотрен штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб.
Кроме того, за повторное совершение указанного деяния теперь будут наказывать еще строже. Штраф для должностных лиц составляет от 30 до 50 тыс. руб., для организаций - от 100 до 150 тыс. руб.
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 434-ФЗ "О внесении изменений в статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации".
Согласно ТК РФ, если работодатель задерживает зарплату более чем на 15 дней, сотрудник вправе приостановить работу вплоть до выплаты ему задержанной суммы. Об этом он должен письменно уведомить работодателя. Такие действия работника следует рассматривать как самозащиту его трудовых прав.
Вместе с тем вопрос оплаты сотрудникам периода приостановления работы законодательно до сих пор не был урегулирован. Данный факт позволял делать вывод об отсутствии у работодателя необходимости производить какие-либо выплаты работнику за этот период. В такой ситуации работники скорее предпочли бы продолжать работу в условиях задержки зарплаты.
Указанный вопрос стал предметом рассмотрения ВС РФ. Суд пришел к выводу: если сотрудник приостановил работу из-за невыплаты зарплаты, в этот период за ним сохраняется его средний заработок. В обоснование своей позиции ВС РФ пояснил, что невыплата зарплаты является противоправным бездействием работодателя, которое следует рассматривать в качестве незаконного лишения работника возможности трудиться (определение от 03.09.2010 N 19-В10-10). Позиция ВС РФ привела к формированию в судах общей юрисдикции единообразной практики по данному вопросу.
В связи с этим законодательно закреплено положение о сохранении за сотрудником среднего заработка на период приостановления работы из-за задержки зарплаты.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 433-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" программа материнского капитала продлена на 2 года.
До 2018 г. включительно решено продлить срок действия программы материнского (семейного) капитала.
При этом действующие направления использования средств сохранены.
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Скорректированы ЖК РФ и Закон о социальной защите инвалидов. Данные нормы вступили в силу с 01.01.2016г.
Закреплено, что законом региона может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капремонт.
Взнос рассчитывается исходя из его минимального размера на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом региона, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий.
Одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, будут компенсировать 50%. Для достигших возраста 80 лет в обоих случаях предусматривается компенсация в 100%.
Для инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, граждан, имеющих детей-инвалидов, при этом предусмотрена компенсация в размере не более 50%.
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьи 9 и 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Введен единый подход к исчислению стажа муниципальной службы.
На федеральном уровне закреплены периоды трудовой деятельности, включаемые в стаж муниципальной службы, в том числе для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и установления других гарантий.
Также определено, какие периоды засчитываются в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Уточняющие изменения внесены и в порядок исчисления стажа гражданской службы.
16.02.2016г. Президент РФ подписал закон о праве при отказе от наследства
Президент страны Владимир Путин подписал закон, который уточняет порядок направленного отказа от наследства. Новый закон предусматривает, что наследник вправе отказаться от наследства в пользу других граждан - родственников и не родственников, из числа наследников по завещанию и наследников по закону любой очереди независимо от призвания к наследованию.
Своим рождением этот закон обязан Конституционному суду. Он в одном из своих прежних решений заметил неопределенность в наследственном законодательстве и велел в своем решении федеральному законодателю поправить норму, которую можно было толковать и так и эдак.
Для тех, кто не знает порядка в наследственном праве, поясним - за практически каждым открывшимся наследством выстраивается своеобразная очередь.
Первые в такой очереди - те, кто упомянут наследодателем в завещании, а если его нет, то наследники первой очереди - родители, супруги и дети - то есть самые близкие покойному люди.
Следом за "первыми" наследниками, если таковых не оказалось или они по каким-то своим соображениям решили "уступить очередь", идут наследники второй, третьей и так далее очередей. Предела очередей не существует, и наследником даже может стать самый дальний из дальних родственников, о котором даже наследодатель при жизни вполне мог и не знать.
Но по наследственному праву наследник вполне может отказаться от причитающегося ему добра. И тогда его права перейдут другому.
В прежней редакции Гражданского кодекса была неопределенность, которая касалась именно порядка отказа от наследства. Точнее, в пользу какой очереди можно отказаться - только из тех, которые призваны к наследованию, или вообще любой очереди, в том числе из тех, которые не призваны к наследованию.
Так что новый закон, принятый во исполнение решения Конституционного суда РФ, и призван устранить неоднозначное толкование вот этой нормы Гражданского кодекса РФ.
Новый документ полностью ликвидирует прежнюю неопределенность. Теперь по закону получается, что независимо от того, призваны к наследованию наследники соответствующей очереди или нет, можно отказаться в пользу наследника по закону любой очереди, даже если он не призван к наследованию.
В связи с принятием Федерального закона от 03.11.2015 № 305-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в целях выработки единой правоприменительной практики разъясняем следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» по вопросам, регулируемым данным Законом, указанная категория граждан принимается в первоочередном порядке руководителями и иными должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно статье 16 Федерального закона от 08.05.1994г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по вопросам своей деятельности представители названного законодательного органа власти пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Кроме того, в соответствии с абзацем 7 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992 №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» инвалиды I и II групп пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций. При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 20.03.2014 № 606-0, данное положение Указа Президента Российской Федерации направлено на обеспечение для инвалидов возможности без очереди попасть на прием к руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, в том числе к должностным лицам государственных органов.
Вопрос: Как Вам возместить ущерб, в случае если виновник дорожно-транспортного происшествия (ДТП) погиб?
Ответ: Если в результате ДТП, виновник которого погиб, повреждено ваше имущество или причинен вред вашему здоровью, то за возмещением ущерба следует обратиться либо в страховую компанию, застраховавшую гражданскую ответственность виновника, либо, в случае отсутствия у него полиса ОСАГО, к его наследникам.
Вам необходимо: 1. Сразу после ДТП выполните первичные действия в соответствии с ПДД и оформите ДТП. Если в результате ДТП погибли люди, то ДТП оформляется только сотрудниками полиции (п.2.6 ПДД). У них можно узнать о наличии полиса ОСАГО у виновной стороны.
2. Обратитесь в страховую компанию. Подайте страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность виновника ДТП, заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу (п.1 ст.12 Закона от 25.04.2002 №40-ФЗ).
Представьте страховщику документы о ДТП из ГИБДД, подтверждающие виновность погибшего (справку о ДТП, протокол и постановление об административном правонарушении), документы на свой автомобиль и сам автомобиль (п.1 ст.12 Закона №40-ФЗ; п.3.10 Положения, утв. Банком России 19.09.2014 №431-П). Полный перечень документов, необходимых для получения страховой выплаты в той или иной ситуации, установлен п. п. 3.10, 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7 и (или) 4.13 Положения №431-П.
В течение пяти дней со дня вашего обращения страховщик обязан осмотреть автомобиль и (или) назначить независимую экспертизу, по результатам которой будет выявлена реальная сумма ущерба (ч.11 ст.12 Закона №40-ФЗ).
3. Получите страховое возмещение. Если сумма ущерба меньше 400 000 руб., то страховщик в течение 20 календарных дней с момента подачи заявления о возмещении ущерба обязан возместить этот ущерб (ст.7, п.21 ст.12 Закона №40-ФЗ).
Если сумма ущерба больше 400 000 руб., то страховщик обязан возместить 400 000 руб. Остальная сумма взыскивается с наследников погибшего.
Вред, причиненный транспортному средству, возмещается одним из следующих способов (п.15 ст.12 Закона №40-ФЗ):
1) потерпевший по согласованию со страховщиком выбирает станцию технического обслуживания, а страховщик организовывает и оплачивает восстановительный ремонт (возмещение вреда в натуре);
2) страховщик выплачивает потерпевшему страховое возмещение наличными в кассе либо перечисляет сумму страхового возмещения на его банковский счет.
Если в результате ДТП причинен вред здоровью потерпевшего, а ответственность виновника ДТП не была застрахована, то потерпевший вправе обратиться в профессиональное объединение страховщиков за получением компенсационной выплаты (п.1 ст.18, п.1 ст.19 Закона №40-ФЗ). Максимальная сумма компенсационной выплаты - 475 000 руб. (п.2 ст.19 Закона об ОСАГО).
Если в результате ДТП причинен вред здоровью потерпевшего и ответственность виновника ДТП была застрахована, то потерпевший вправе получить страховую выплату в размере до 475 000 руб. в страховой компании.
4. Обратитесь к наследникам погибшего.
Если виновник ДТП погиб, то взыскать ущерб свыше 400 000 руб. можно с его наследников (п.1 ст.1064, ст.1175 ГК РФ).
Чтобы определить круг наследников, обратитесь к нотариусу по месту открытия наследства. Для этого достаточно знать адрес регистрации погибшего виновника ДТП.
Если наследники откажутся возместить ущерб добровольно, вы вправе обратиться в суд.
Вопрос: Какие выплаты полагаются работнику при увольнении по собственному желанию?
Ответ: в том случае если работник увольняется по собственному желанию, то в день прекращения трудового договора работодатель обязан выплатить ему:
1) заработную плату за период работы перед увольнением, включая премии, надбавки и иные выплаты (ст.ст.136, 140 ТК РФ);
2) денежную компенсацию за неиспользованный отпуск (ст.127 ТК РФ).
Днем прекращения трудового договора считается последний рабочий день (ст. 84.1 ТК РФ).
В случае возникновения спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить не оспариваемую им сумму (ч. 2 ст. 140 ТК РФ).
Трудовое законодательство не обязывает работодателя выплачивать работнику иные компенсации при увольнении по собственному желанию.
При этом трудовой или коллективный договоры могут предусматривать иные выплаты при расторжении трудового договора с работником, в том числе в связи с увольнением по собственному желанию (ст. ст. 57, 178 ТК РФ).
Если работник увольняется до окончания того рабочего года, в счет которого уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, то работодатель вправе удержать задолженность за неотработанные дни отпуска (абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ). Работодатель удерживает такую задолженность независимо от согласия работника (ч. 3 ст. 137 ТК РФ). При этом, если работодатель фактически не смог удержать задолженность за неотработанные дни отпуска из-за недостаточности сумм, причитающихся работнику при увольнении, взыскать эти суммы в судебном порядке он не сможет (Определение Верховного Суда РФ от 25.10.2013№69-КГ13-6).
Иные суммы, причитающиеся работодателю (неотработанный аванс, задолженности или неправильно исчисленные выплаты), работодатель может удержать, только если работник не оспаривает оснований и размеров удержания (ч. 3 ст. 137 ТК РФ).
Вопрос: Выход на работу во время больничного, какие последствия для работника это влечет?
Ответ: находясь на больничном, нельзя выходить на работу ни по собственному желанию, ни по просьбе работодателя.
Если же Вы все-таки планируете работать в период временной нетрудоспособности, рекомендуем учитывать следующее.
1. За отработанное время Вам, вероятно, не выплатят пособие
За период болезни или ухода за больным членом семьи работодатель выплачивает Вам пособие по временной нетрудоспособности, которое компенсирует временно утраченный заработок. Это пособие сохраняется, в частности, до восстановления трудоспособности или установления инвалидности (ст.183 ТК РФ; ст.ст.5, 6 Закона от 29.12.2006 №255-ФЗ). Поэтому, за один и тот же период вам не могут выплатить и заработную плату, и пособие по временной нетрудоспособности.
2. Размер пособия могут снизить за нарушение режима лечения
Листок нетрудоспособности выполняет двойную функцию. Он является финансовым документом - основанием для назначения и выплаты пособия, а также удостоверяет Вашу нетрудоспособность и подтверждает временное освобождение от работы (Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 №624н).
Выход на работу в период нахождения на больничном, когда решением лечащего врача Вы освобождены от работы, является одним из видов нарушения режима лечения, предписанного врачом (ст.8 Закона №255-ФЗ; п.58 Порядка, утв. Приказом №624н). Такое нарушение режима может повлечь снижение пособия по временной нетрудоспособности до размера, не превышающего за полный календарный месяц МРОТ (ч.2 ст.8 Закона №255-ФЗ).Размер МРОТ с 1 января 2016 года - 6 204 рублей в месяц (ст.1 Закона от 19.06.2000 №82-ФЗ).
Даже если лечащий врач не сделает в больничном листе отметку о нарушении режима, работодатель может сам квалифицировать действия работника как нарушение режима и посчитать, что этот факт является основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности.
Размер пособия по временной нетрудоспособности снижается со дня нарушения режима лечения.
Таким образом, что если Вы заболели, взяли больничный и, не уведомив об этом работодателя, вышли на работу, а затем воспользовались своим правом больного остаться дома, то за те дни, когда Вы выходили на работу, будучи больным, Вам должны начислить зарплату, а за дни болезни, в течение которых Вы не выходили на работу, Вам должны выплатить пособие по временной нетрудоспособности в пониженном размере (поскольку имело место нарушение режима лечения).
Вопрос: Какие существуютгарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Ответ: Законодательство РФ предоставляет гарантии в сфере обеспечения достойных условий жизни, образования, здравоохранения, труда, судопроизводства, уплаты налогов и сборов, обеспечения жильем, а также в иных сферах, предусмотренных законодательством субъектов РФ, с целью обеспечения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полноценное физическое, психическое и духовно-нравственное развитие, а также восполнения отсутствие родительского попечения,
1. Гарантии в сфере обеспечения достойных условий жизни
Гарантия права на устройство в семью
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право на устройство в семью на воспитание (усыновление, удочерение): под опеку (детей до 14 лет) или попечительство (детей от 14 до 18 лет), в приемную или патронатную семью. (п.1 ст.123, ст.152, ст.155.1 СК РФ2).
Усыновление либо передача под опеку или попечительство братьев и сестер разным лицам не допускается, кроме случаев, когда это отвечает интересам детей (п.3 ст.124, п.5 ст.145 СК РФ).
При усыновлении ребенка или передаче его под опеку или попечительство гарантируется учет его мнения, а если ребенку исполнилось 10 лет, то его согласие обязательно (п.1 ст.132, п.4 ст.145 СК РФ).
Преимущественное право на опекунство или попечительство имеют близкие родственники ребенка (п.5 ст.10 Закона от 24.04.2008 №48-ФЗ).
В РФ гарантируется сохранение тайны усыновления (ст.139 СК РФ). За ее разглашение предусмотрена уголовная ответственность по ст.155 УК РФ.
Гарантии, сохраняющиеся при устройстве в семью/
Если на момент усыновления ребенок имеет право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, он сохраняет это право и после усыновления (п.1 ст. 137, ст.138 СК РФ).
Детям, находящимся под опекой (попечительством), также гарантируются, в частности (ст.148 СК РФ):
1) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
2) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
3) право на общение с родственниками (п.1 ст.55 СК РФ);
4) право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в установленном законами субъектов РФ порядке и в размере, за исключением случаев, когда опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей.
Гарантии воспитанникам организаций для детей-сирот/
Когда нет возможности передать ребенка в семью, его гарантированно направят в организацию для детей-сирот, расположенную наиболее близко к месту жительства. Исключением будут случаи, когда привычная социальная среда негативно влияет на ребенка, а также если в субъекте РФ, где находится ребенок, нет организации с подходящими ему условиями (п.п.17, 18 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 №481).
Воспитанникам государственных и муниципальных организаций для детей-сирот гарантировано полное государственное обеспечение: бесплатное питание, одежда, обувь и мягкий инвентарь, общежитие, медицинское обслуживание и образование (п.26 Положения №481).
Организация для детей-сирот обеспечивает условия для общения детей с законными представителями, родственниками, друзьями, соседями и другими значимыми для детей лицами. Исключением являются случаи, когда такое общение запрещено органами опеки и попечительства, если оно противоречит интересам детей (п.49 Положения №481).
В период нахождения в организации для детей-сирот ребенок может быть временно передан в семью на срок не более трех месяцев. В исключительных случаях, в частности при выезде на отдых в пределах территории РФ, на каникулы, для прохождения курса лечения, срок может быть продлен до шести месяцев (п.4 ст.155.2 СК РФ; п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 №432).
2. Гарантии в сфере образования
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют различные гарантии в сфере образования, в частности (ст. 6 Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ):
1) право на бесплатное получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих;
2) преимущественное право приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ч.6 ст.86 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ);
3) право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных средств - при наличии у ребенка среднего общего образования (ч.7, 8 ст.71 Закона №273-ФЗ);
4) преимущественное право зачисления в образовательную организацию по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях (ч.9 ст.71 Закона №273-ФЗ);
5) до 01.01.2017 право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний (ч.5 ст.71, ч.14 ст.108 Закона №273-ФЗ);
6) полное государственное обеспечение до завершения обучения по образовательным программам очного среднего профессионального образования или высшего образования за счет бюджетных средств;
7) право на выплату государственной социальной стипендии и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также полной заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, - детям, обучающимся по основным образовательным программам (п.5 ст.6 Закона №159-ФЗ; ч.5 ст.36 Закона №273-ФЗ);
8) сохранение полного государственного обеспечения и стипендии на весь период академического отпуска по медицинским показаниям;
9) бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а один раз в год - к месту жительства и обратно к месту учебы в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ;
10) обеспечение выпускников федеральных государственных образовательных организаций одеждой, обувью, постельным бельем и мебелью по установленным нормам, а также единовременным денежным пособием в размере не менее 500 руб. (Приложение №4 к Постановлению Правительства РФ от 07.11.2005 №659).
3. Гарантии в сфере здравоохранения
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются различные гарантии в сфере здравоохранения, в частности:
1) бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, а также лечение за пределами РФ за счет федерального бюджета в установленном порядке;
2) путевки в оздоровительные лагеря и санатории при наличии медицинских показаний, в том числе (при определенных обстоятельствах) находящиеся в подчинении ФСБ России, Минобороны России, а также оплата проезда к месту лечения и обратно (ст.7 Закона №159-ФЗ; Приказ ФСБ России от 16.02.2012 №73; Приказ Министра обороны РФ от 11.06.2009 №500).
4. Гарантии в сфере труда
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются различные гарантии в сфере труда, в частности:
1) проведение профориентации и диагностики профпригодности с учетом состояния здоровья. Такую работу с указанной категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет должны проводить органы службы занятости (ст.9 Закона №159-ФЗ);
2) выплата пособия по безработице. Пособие назначается ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах службы занятости в статусе безработного и выплачивается в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ. В это время органы службы занятости должны проводить для данной категории граждан профессиональную ориентацию, направлять их для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования и организовывать их трудоустройство;
3) профессиональное обучение с последующим трудоустройством в случае увольнения в связи с ликвидацией, сокращением численности (штата) (п.п. 1 и 2 ч.1 ст.81 ТК РФ). Работодатели (их правопреемники) должны обеспечить обучение и трудоустройство за свой счет.
5. Гарантии в сфере судопроизводства
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с законодательством о бесплатной юридической помощи в РФ (ст.10 Закона №159-ФЗ).
6. Гарантии в сфере уплаты налогов и сборов
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются различные льготы по уплате налогов и сборов, в частности:
1) освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде благотворительной помощи независимо от источника выплаты (п.26 ст.217 НК РФ);
2) освобождение от уплаты государственной пошлины за прием в гражданство РФ, за выдачу паспорта гражданина РФ (п.3 ст. 333.29, пп.9 п.3 ст.333.35 НК РФ).
Региональным и местным законодательством могут быть предусмотрены другие льготы по налогам, в том числе освобождение от уплаты земельного налога или налога на имущество физических лиц (абз.2 п.2 ст.387, п.2 ст.399 НК РФ).
Указанный перечень гарантий не является исчерпывающим. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос: Какие права и обязанности у участкового полиции при посещении Вас на дому?
Ответ: Наиболее вероятной причиной появления участкового на вашем пороге является профилактический обход своего административного участка. Такой обход включает в том числе ознакомление с жильцами квартир (жилых домов, комнат) (п.41 Наставления, утв. Приказом МВД России от 31.12.2012 №1166).
Порядок профилактического обхода
Участковый может проводить профилактический обход только в форменной одежде. При посещении квартиры (жилого дома, комнаты) участковый обязан (п.п.42, 44 Наставления):
— представиться, назвать свою должность, звание, фамилию;
— предъявить по требованию гражданина в развернутом виде служебное удостоверение;
— сообщить цель посещения, вручить визитную карточку;
— проинформировать о местонахождении участкового пункта полиции, комнаты приема населения, днях и часах приема граждан.
Участковый не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан, за исключением ряда случаев, предусмотренных законом (ч.2 ст.15 Закона от 07.02.2011 №3-ФЗ).
Основания проникновения полиции в жилище граждан помимо их воли.
В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции могут, в частности:
— осмотреть жилище, обыскать его и изъять искомые предметы на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения (ч.5 ст.165 УПК РФ);
— войти в жилище в случаях, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч.2 ст.15 Закона №3-ФЗ; ст.8 Закона от 12.08.1995 №144-ФЗ).
Кроме того, сотрудники полиции вправе войти в жилое помещение без согласия жильцов в следующих случаях (ч.3 ст.15 Закона N 3-ФЗ):
— для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
— для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
— для пресечения преступления;
— для установления обстоятельств несчастного случая.
При проникновении в жилые помещения в указанных случаях сотрудник полиции вправе при необходимости взломать (разрушить) запирающее устройство, элементы и конструкции, препятствующие проникновению в указанные помещения (ч.4 ст.15 Закона №3-ФЗ).
В остальных случаях сотрудники полиции вправе осмотреть квартиру (жилой дом, комнату) только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а обыскать жилище и изъять искомые предметы - только на основании судебного решения (ст.12 УПК РФ).
Обязанности сотрудника полиции при проникновении в жилище
При проникновении в жилище сотрудник полиции обязан (ч.5, 6, 7 ст.15 Закона №3-ФЗ):
— перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;
— при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
— не разглашать ставшие известными ему в связи с проникновением в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
— проинформировать не позднее 24 часов с момента проникновения в жилище собственника и (или) проживающих там граждан, если проникновение осуществлено в их отсутствие.
Также необходимо отметить, что осмотр жилого помещения, обыск или выемка в ночное время (с 22 до 6 часов) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (п. 21 ст. 5, ч. 3 ст. 164 УПК РФ).
Обзор и подборку подготовил
Заместитель прокурора
Клинцовского района
советник юстиции В.Н. Дорохин






