Утверждена
решением Совета депутатов
Лопатенского сельского поселения
Клинцовского района
Брянской области
от 26.10. 2012 г.№ 148
ПРОГРАММА
социального и экономического развития Лопатенского сельского поселения Клинцовского района Брянской области
на 2012 – 2016 годы
Лопатенское поселение
Клинцовского района
Брянской области – 2012 год
I. Паспорт программы
|
Наименование Программы |
Программа социального и экономического развития Лопатенского сельского поселения Клинцовского района Брянской области на 2012 – 2016 годы (далее - Программа) |
|
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» |
|
Заказчик Программы |
Лопатенская сельская администрация Клинцовского района |
|
Разработчик Программы |
Лопатенская сельская администрация Клинцовского района |
|
|
|
|
Основная цель и задачи Программы |
Цель: создание условий для стабильного социального и экономического развития поселения с целью повышения качества жизни населения. Задачи: формирование устойчивой тенденции развития сельского хозяйства; развитие различных форм малого бизнеса, потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг; привлечение инвестиций в приоритетные направления экономики; обеспечение дополнительных доходов в бюджет поселения; организация благоустройства и озеленения территории поселения |
|
Сроки и этапы реализации Программы |
2012 -2016 годы |
|
|
|
|
Перечень основных мероприятий Программы |
основные мероприятия программы изложены в Приложении № 1Программы по разделам :культура, охрана и сохранение историко-культурного наследия; образование; здравоохранение; торговля и потребительский рынок; жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство поселения; обеспечение населения питьевой водой, газом и электроэнергией; сельское хозяйство; экология. |
|
Исполнители мероприятий Программы |
Лопатенская сельская администрация Клинцовского района Брянской области, органы исполнительной власти Брянской области (по согласованию), сельхозпредприятие (по согласованию) |
|
Объемы и источники финансирования Программы |
объем финансирования программы в период 2012- 2016 годы: всего – 19961,4 тыс. руб., в том числе: бюджет поселения - 16920,2 тыс. рублей, областной бюджет – 3041,2тыс. рублей (по согласованию), внебюджетные источники– нет |
|
Контроль за реализацией Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется Главой Лопатенского сельского поселения Клинцовского района Брянской области |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
достижение к 2016 году: среднемесячной начисленной заработной платы в размере 10632 рублей (в ценах 2012 года); увеличение доходов бюджета поселения в 1,5 раза. |
Введение
Необходимость реализации Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» актуализировала потребность местных властей в разработке эффективной стратегии социально-экономического развития не только на муниципальном уровне, но и на уровне отдельных сельских поселений.
Стратегический план развития сельского поселения отвечает потребностям и проживающего на его территории населения, и объективно происходящих на его территории процессов. Программа социально-экономического развития Лопатенского сельского поселения Клинцовского района Брянской области (далее – Программа) содержит чёткие ориентиры по цели, задачам, ресурсам, потенциалу и об основных направлениях социально-экономического развития поселения на среднесрочную перспективу. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение социально-экономического развития сельского поселения.
Цель развития поселения и программные мероприятия, а также необходимые для их реализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться и дополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних условий.
Для обеспечения условий успешного выполнения мероприятий Программы, необходимо на уровне поселения ежегодно разрабатывать механизмы, способствующие эффективному протеканию процессов реализации Программы. К числу таких механизмов относится совокупность необходимых нормативно-правовых актов, организационных, финансово-экономических, кадровых и других мероприятий, составляющих условия и предпосылки успешного выполнения мероприятий Программы и достижения целей социально-экономического развития сельского поселения.
Социальное и экономическое положение и основные направления развития Лопатенского сельского поселения
Клинцовского муниципального района Брянской области
Общая характеристика Лопатенского сельского поселения
Клинцовского муниципального района Брянской области
Муниципальное образование «ЛОПАТЕНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ» образовано в результате проведения муниципальной реформы в 2005 году путем слияния дореформенных Лопатенской и Гутокорецкой сельских администраций с административным центром в с. Лопатни.
Лопатенское сельское поселение расположено в юго-западной части Брянской области. Климат поселения умеренно-континентальный с теплым летом и умеренно холодной зимой. Земли на территории поселения суглинистые, болотные, пойменные. При правильной агрообработке дают хорошие урожаи картофеля, зерновых и овощных культур.
На территории поселения есть места особо охраняемых природных территорий областного значения – памятник природы “Деханово»7 ключей, вытекающих из известковых отложений Лопатенской высоты)
На территории поселения преобладают хвойные и смешанные леса. Древесная растительность представлена разными породами деревьев : дубом,сосной, елью, липой, кленом, березой, осиной. Леса обладают ценными растительными ресурсами и разнообразным животным миром.
Большое внимание уделяется развитию животноводства наравне с земледелием. Особенности климата предопределяют значительный удельный вес озимых в растениеводстве. Земли сельскохозяйственного назначения являются экономической основой Лопатенского сельского поселения и одним из основных источников дохода жителей поселения.
Есть на поселении и знаменитые земляки, прославившие малую родину: в 1945 г. Кудрину Р.С. было присвоено звание Герой Советского Союза.
Площадь территории поселения составляет 21,6 тыс. га. Лопатенское сельское поселение находится в непосредственной близости к административному центру Клинцовского муниципального образования Брянской области – г. Клинцы. Поселение граничит с Первомайским сельским поселением и Смолевичским сельским поселением, Гордеевским муниципальным образованием. Количество населенных пунктов, входящих в Лопатенское сельское поселение, составляет 13 единиц, в том числе: 7 поселков, 2 села, 3 деревни, 1 хутор
Наличие земельных ресурсов Лопатенского сельского поселения на 01.01.2012 года.
Общая площадь земель муниципального образования
Таблица 1
|
|
Общая площадь (тыс.га.) |
Сельскохозяйственные угодья (га.) |
| ||||
|
всего |
пашни |
сенокосные угодия |
пастбища |
Прочие земли |
| ||
|
| |||||||
|
Всего земель: |
21,6 |
391 |
|
|
|
|
|
1.2 Демографическая ситуация
Общая численность населения Лопатенского сельского поселения на 01.01.2012 г. составила 1452 человек.
Численность жителей трудоспособного возраста составила 717 человек (49,3 процента от общего числа населения).
Детей в возрасте до 18 лет 333 человек или 22,9 процента от общего числа населения, пенсионеров – 402 человек (27,7 процента).
Состав населения Лопатенского сельского поселения.
Таблица 2
|
Наименование населенного пункта |
Числен -ность населения, чел. |
Работаю-щих, чел. |
Пенсионеров, чел |
Учащихся, чел. |
Дошкольно-го возраста, чел. |
Безработных, чел. |
|
С. Лопатни |
782 |
254 |
257 |
78 |
63 |
130 |
|
Х. Ганновка |
---- |
----- |
---- |
----- |
---- |
|
|
П. Глинное |
---- |
----- |
---- |
---- |
----- |
|
|
д. Заречье |
81 |
15 |
18 |
12 |
3 |
33 |
|
П. Лядовка |
9 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
П. Маковье |
38 |
12 |
6 |
2 |
4 |
14 |
|
С.Гута-Корецкая |
354 |
148 |
76 |
79 |
24 |
27 |
|
Д.А-Печевая |
1 |
1 |
-- |
---- |
------ |
------ |
|
П. Буян |
14 |
4 |
9 |
1 |
------ |
------ |
|
П. Кожухова |
--- |
------- |
---- |
---- |
------ |
|
|
П.Новая Алексеевка |
--- |
------- |
----- |
----- |
------- |
------- |
|
П.Новый Рассвет |
4 |
----- |
3 |
1 |
------- |
______ |
|
Д. Унеча |
169 |
50 |
31 |
48 |
15 |
25 |
|
ВСЕГО |
1452 |
487 |
402 |
223 |
110 |
230 |
Демографические изменения в составе поселения.
Таблица 3
|
|
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
Прибыло |
66 |
85 |
102 |
|
Убыло |
74 |
92 |
86 |
|
Родилось |
22 |
18 |
22 |
|
Умерло |
44 |
29 |
36 |
|
Процент родившихся на 100 человек |
1,5 |
1,2 |
1,5 |
|
Процент умерших на 100 человек |
3,0 |
2,0 |
2,5 |
Короткая продолжительность жизни, невысокая рождаемость, объясняется следующими факторами: многократным повышением стоимости самообеспечения (питание, лечение, лекарства, одежда).
Основными направлениями по улучшению демографической ситуации в поселении является: обеспечение занятости населения, повышение доступности жилья для населения, развитие инфраструктуры, материальное стимулирование рождаемости, укрепление социальной сферы, организация полезного досуга детей, семей, подростков и молодежи, формирование системы общественных и личностных ценностей.
Приоритетными направлениями в области стимулирования рождаемости является: повышение качества и доступности медицинской помощи населению, ранняя диагностика и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, снижение смертности населения от онкологических заболеваний, улучшение показателя здоровья женщин и детей, предупреждение и сокращение алкоголизма, наркомании и курения.
1.3. Трудовые ресурсы
В Лопатенском сельском поселении в 2011 году наблюдалось незначительное увеличение населения в трудоспособном возрасте в сравнении с 2009 годом
Уровень официально зарегистрированной безработицы в 2011 году составил 1,1 процента, что ниже на 0,7 процента уровня 2010 года.
Структура численности населения
Таблица 4
|
Показатели |
Единица измерения |
Отчет 2009 года |
Отчет 2010года |
Отчет 2011 года |
Прогноз 2012 года |
|
Численность постоянного населения |
тыс.чел. |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
Численность постоянного трудоспособного возраста |
тыс.чел. |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
|
Численность постоянного населения старше трудоспособного возраста |
тыс.чел. |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
|
Удельный вес сельского населения старше трудоспособного возраста |
% |
|
|
|
|
|
Уровень официально зарегистрированной безработицы |
% |
7чел |
12 чел. |
15чел. |
15чел. |
Численность занятых в экономике сельского поселения в 2011 году составила 487 человек.
Большая часть населения Лопатенского сельского поселения занята в оптовой и розничной торговле, что составляет 48 процентов от общей численности занятых в экономике.
Структура занятого населения (с указанием средней заработной платы) в экономике Лопатенского сельского поселения по видам экономической деятельности представлена в таблице 4
Таблица 5
(чел./ рублей)
|
годы |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
Сельское хозяйство |
28/4330 |
28/4330 |
24/4500 |
|
Малое и среднее предпринимательство |
95/5000 |
95/6200 |
95/6700 |
|
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов и прочее |
120/4000 |
125/4200 |
115/4500 |
|
Государственное управление |
9/ |
9/ |
9/ |
|
Деятельность по организации культуры |
6/ |
6/ |
6/ |
|
Образование |
60/6700 |
60/7000 |
50/7200 |
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
15/5800 |
15/5980 |
13/6300 |
Структура регистрируемого безработного населения на территории Лопатенского сельского поселения.
Таблица 6
|
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|
Количество безработных граждан, зарегистрированных в центре занятости на конец отчетного периода, человек |
7 |
12 |
15 |
|
Трудоустроено за отчетный период, человек |
2 |
3 |
4 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в центре занятости по сельскому поселению в 2011 году по сравнению с 2010 годом незначительно увеличилось. Количество граждан, устроенных на работу через центр занятости в 2011 году по сравнению с 2010 годом незначительно увеличилось
1.4 Состояние жилищно-коммунального хозяйства
Жилой фонд муниципального образования на 01.01.2012 г. составляет 46,3 тыс. кв.м общей площади, в т.ч.:
— в муниципальной собственности 1,1 тыс. кв. м;
— в частной собственности 35,2 тыс. кв.м;
из нее:
в собственности граждан 35,2 тыс. кв. м.
Количество домов частного сектора – 908 домов, многоквартирных домов -32.
За предшествующие три года (2009-2011) введено в эксплуатацию 110 кв. м. жилья, построенного индивидуально. Жилая площадь, приходящаяся в среднем на одного жителя на 01.01.2012 года составила 31,9 кв. м, при среднеобластной - 25,6 кв. м.
34 семей, проживающих в поселении, нуждаются в улучшении жилищных условий.
Количество семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на 01.04.2012 года составляет 3 единицы.
По состоянию на 01.01.2012 года система водоснабжения Лопатенского сельского поселения состоит
Из 7 (семи) артезианских скважин, 7 (семи) водонапорных башен, 34,3 км водопроводных сетей.
В целях решения вопросов местного значения, предусмотренных п.п. 4 п.1ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств в 2011 г. создана МКП «Родник».
Вся инженерная инфраструктура имеет высокий уровень износа. Система водоснабжения требует капитального ремонта.
Ситуация с водопроводной сетью характеризуется рядом серьезных проблем:
— высокий износ основных средств и их моральная устарелость (устаревшее оборудование и коммуникации, отсутствие эффективных систем учета);
-низкая надежность коммуникационных сетей, большое число аварий.
Но несмотря на определенные трудности произведены текущие ремонты, частично заменено износившееся оборудование, оказываются платные услуги.
Большая часть сельских домов полностью не благоустроена - нет централизованного водоснабжения и канализации, дома малоимущих граждан и пожилого населения отапливаются печным отоплением. Хотя за 10,5 лет с.Лопатни и с. Гута- Корецкая полностью газифицированы. На сегодняшний день по Лопатенскому сельскому поселению газифицировано 215 домовладения в с. Лопатни и 50 в с. Гута- Корецкая. Количество негазифицированных населенных пунктов -5.
На территории Лопатенского сельского поселения 3 газовых котельных с протяженностью тепловых сетей 2,5 км. Централизованное отопление обеспечивает 4 здания – Лопатенский ФАП, школу в с.Лопатни и с. Гута – Корецкая, детский сад в с. Лопатни Газифицировано здание Дома культуры в с. Лопатни
Эту тенденцию надеемся сохранить и в дальнейшем. В ближайшей перспективе планируется газифицировать все населенные пункты с количеством дворов более пятидесяти и перевести на отопление природным газом все социально значимые объекты, что в значительной мере позволяет сократить расходы местного бюджета.
Протяженность уличного освещения составляет 10 км.
1.5 Транспортная инфраструктура
Протяженность муниципальных дорог Лопатенского сельского поселения составляет 31,2 км, в том числе: с твердым покрытием 16,8 км и грунтовых – 14,4 км.
Связь между населенными пунктами обеспечивается автомобильными дорогами протяженностью 20 км. Транспортные услуги на территории сельского поселения предоставляются Клинцовским АТП. Автобусы производят маршруты по расписанию . Кроме того, транспортное обеспечение населения с областным и районным центром осуществляется индивидуальными перевозчиками ( маршруток).
Железные пути сообщения располагается в 17 км от с. Лопатни.
Услуги связи на территории сельского поселения предоставляются «Почта России»: ОПС Лопатни, где установлен ИНТЕРНЕТ и ОПС Гута-Корецкая, Интернет – отсутствует.
1.6. Социальная сфера (культура, образование, здравоохранение)
1.6.1 Культура
На территории Лопатенского сельского поселения осуществляют свою деятельность в сфере культуры один поселенческий Дом культуры в и одна библиотека, расположенные в с. Лопатни и один поселенческий клуб и одна поселенческая библиотека в с. Гута-Корецкая. Общая численность работающих в этих учреждениях 6 человек.
Силами работников культуры на территории сельского поселения организуются и проводятся праздники, встречи по интересам. Здание в с. Лопатни отапливается агрегатом MОNZUN
Необходимо газифицировать и осуществить капитальный ремонт:
— в сельском Гутокорецком клубе
1.6.2 Образование
На территории Лопатенского сельского поселения система образования представлена двумя образовательными учреждениями: Лопатенская средняя образовательная школа и Гутокорецкая начальная школа.
При Лопатенской школе дошкольное образовательное учреждение посещает 28 детей. Педагогический коллектив и другие работники представлены в количестве 21 человек.
В целях организации подвоза учащихся в базовую школу и реализации плана мероприятий по снижению неэффективных расходов в 2010 году был приобретен школьный автобус.
Для обеспечения качественного образования необходимо пополнение школьной библиотеки художественной, учебной и учебно-познавательной литературой. Кроме того, необходим ремонт зданий школы и детского сада, замена окон, ограждение территории школы и детского сада.
1.6.3 Здравоохранение
На территории Лопатенского сельского поселения находятся 3 лечебных учреждений (ФАПы) : с. Лопатни; с.Гута-Корецкая ; д.Унеча .
Первичная заболеваемость населения за 2011 год составила 2500 человек, что больше, чем в 2010 году.
Заболеваемость туберкулезом населения по сравнению с 2008 годом не увеличилась и составила в 2011 году 3 человека. Заболеваемость злокачественными новообразованиями населения в 2011 году составила 13 человек.
Существуют проблемы с укомплектованностью медицинскими кадрами .
На сегодняшний день МТБ здравоохранения требует укрепления, требуется текущий ремонт ФАПов В 2013 году планируется создание офиса семейного доктора в с. Лопатни.
1.7 Торговля, услуги, общественное питание
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения и отражает платежеспособность населения. Сегодня это один из самых доходных и стремительно растущих сегментов экономики.
По состоянию на 01.01.2012 г. на территории поселения функционирует 5 магазинов, 1 закусочная «Колос». Оборот розничной торговли по ним представлен в таблице ниже.
Оборот розничной торговли
Таблица 6
|
|
2009 |
2010 |
2011 |
|
Оборот розничной торговли в млн. руб. |
9347 |
7219,5 |
10412 |
|
Оборот розничной торговли на душу населения, рублей |
6367 |
4979 |
7171 |
На территории Лопатенского сельского поселения розничной торговлей занимаются следующие предприятия торговли:
Клинцовское РАЙПО имеет 4 торговых точек Автолавкой обслуживаются жители с. Лопатни ул. Луговая, пос. Маковье, д. Заречье.
Организаций, обеспечивающих бытовое обслуживание населения и общественное питание, на территории поселения отсутствуют.
1.8 Малое предпринимательство
За последние три года в секторе малого предпринимательства сформировались следующие результаты в разрезе показателей, характеризующих деятельность субъектов малого предпринимательства.
Таблица 7
|
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Темп роста 2012 г. к 2009 г. |
|
Количество ИП ( человек) |
11 |
11 |
10 |
--------- |
За три года количество индивидуальных предпринимателей не увеличилось Основная часть индивидуальных предпринимателейсконцентрирована в торговле.
1.9 Сельское хозяйство
Важную роль в экономике сельского поселения занимает сельскохозяйственное производство. На территории Лопатенского сельского поселения находятся сельскохозяйственные предприятия СПК «Труд», СПК «Заря», СПК «Рассвет» и 482 личных подсобных хозяйств.
Средняя численность работников на 01.01.2012 года в СПК составила 24 человека со среднемесячной заработной платой 4071 рублей.
Основное направление деятельности сельскохозяйственного предприятия - производство молока, мяса, зерновых культур, заготовка кормов для общественного животноводства.
Валовой надой молока в 2011 году составил – 3489 т.
Поголовье КРС в хозяйстве составляет 326гол., из них коров 197 голов.
Одной из значимых экономических составляющих для поселения, являются личные подсобные хозяйства и от их развития во многом, зависит сегодня благосостояние населения.
Наличие животных в личных подсобных хозяйствах на территории Лопатенского сельского поселения на конец года представлены в таблице ниже.
Таблица 8
(голов)
|
Наименование животных |
2011г. |
|
КРС |
71 |
|
в т.ч. коров |
65 |
|
овцы и козы |
16 |
|
овцематок и ярок старше года |
-- |
|
свиньи |
92 |
|
в т.ч. свиноматки |
10 |
|
Птица |
2012 |
|
Телят |
2 |
|
Ягнят |
---- |
|
Поросят |
80 |
В последние годы наблюдается тенденции снижения поголовья скота в частном секторе, а именно в населенных пунктах поселения. Причины, сдерживающие развитие личных подсобных хозяйств, следующие:
высокая стоимость кормов;
низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
старение населения.
Производство продукции животноводства в личных подсобных хозяйствах является приоритетным направлением в решении главного вопроса самозанятости сельского населения.
Эту проблему, возможно, решить следующим путем:
более интенсивно привлекать льготные кредитные ресурсы для развития ЛПХ в поселении;
увеличения продажи населению молодняка крупного рогатого скота, свиней сельскохозяйственными предприятиями;
направление части средств полученных от сбора за пользование пастбищами на повышение их продуктивности.
1.10 Анализ расходов и доходов бюджета поселения за определенный период
В течение последних лет отмечается увеличение доходной части бюджета Лопатенского сельского поселения. По сравнению с 2009 годом доходы бюджета сельского поселения увеличились в 2011 году в 1,4 раза. При этом в структуре доходов большую часть составляют дотации и субсидии областного бюджета. Наибольший удельный вес в собственных доходах составляют налоги на доходы физических лиц.
Доходы бюджета
Таблица 17
(тыс. рублей)
|
Наименование |
2009г. |
2010г. |
2011 г. |
|
Налоговых и неналоговых доходов – всего, |
198 |
181 |
189 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
налог на доходы физических лиц |
110 |
109 |
116 |
|
налог на имущество физических лиц |
2 |
-1 |
0 |
|
земельный налог |
18 |
11 |
7 |
|
сельскохозяйственный налог |
0 |
0 |
0 |
|
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
-------- |
-------- |
----- |
|
доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности |
61 |
44 |
40 |
|
прочие налоги и сборы (доходы от продажи земельных участков) |
7 |
18 |
26 |
|
Поступления из областного бюджета– всего, |
2180 |
2729 |
3085 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
дотации |
1858 |
2455 |
2996 |
|
субвенции |
53 |
56 |
70 |
|
субсидии |
269 |
218 |
--- |
|
иные межбюджетные трансферты |
-- |
-- |
19 |
|
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
20 |
-- |
32 |
|
Всего доходов бюджета |
2398 |
2910 |
3306 |
Расходы бюджета
Таблица 18
(тыс. рублей)
|
Наименование |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|
Расходы бюджета - всего |
2051 |
2770 |
3673 |
|
Общие вопросы (общегосударственные вопросы) |
795 |
731 |
1305 |
|
Национальная обороны |
42 |
43 |
55 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
175 |
615 |
731 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
217 |
356 |
724 |
|
Средства массовой информации, культура, кинематография |
755 |
925 |
858 |
|
Прочие расходы ( Межбюджетные трансферты) |
67 |
100 |
---- |
Доходы бюджета поселения в 2011 году составили 3306 тыс. рублей, расходы 3673тыс. рублей.
Анализ сильных и слабых сторон социально-экономической ситуации
Анализ ситуации в поселении сведен в таблицы. Проанализированы сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Таблица 19
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Сохранена социальная сфера - образовательные, медицинские учреждения, дома культуры, библиотеки. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства. Близость к областному центру и промышленным развитым территориям. |
Неблагоприятная демографическая ситуация: высокий уровень естественной убыли, старение населения, отток молодёжи из села. Недостаточно развитая рыночная инфраструктура. Высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры. Отсутствие необходимого количества внутрипоселковых дорог с твердым покрытием. Отсутствие новых рабочих мест. Отсутствие системы бытового обслуживания на территории поселения. Отсутствие альтернативных эффективных источников теплоснабжения. |
Возможности и угрозы
Таблица 20
|
Возможности |
Угрозы |
|
Прогрессивное развитие крупного сельскохозяйствен ного бизнеса на территории поселения: внедрение на предприятии прогрессивных технологий в зерновом, молочном, мясном, производствах; развитие более тесных партнерских отношений с другими муниципальными образованиями, предприятиями переработки. Развитие малого бизнеса на территории поселения: развитие сферы услуг; в том числе бытовых; Развитие социальной инфраструктуры. Развитие личного подворья граждан, как источника доходов населения. |
Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию. (Непомерный рост стоимости энергоносителей, запасных частей, удобрений, и новой сельскохозяйственной техники). Отсутствие мотивации к труду, рост безработицы, низкий уровень доходов населения, алкоголизм, воровство, наркомания. Снижение квалификации, старение и выбывание квалифицированных кадров. Демографические проблемы, связанные со старением населения и усиливающаяся финансовая нагрузка на экономически активное население. Нехватка квалифицированной рабочей силы в поселении. Высокая доля населения, не обладающего специальными востребованными на местном рынке труда навыками и умениями, низкая доля людей с высшим образованием и как следствие общий недостаток в квалифицированной рабочей силе. Наличие «теневых» доходов и занятости. Наличие незанятого экономически -активного населения трудоспособного возраста. Отток молодого экономически активного населения за пределы поселения, района (выпускники школ); 9. Ухудшение качества детского и материнского здоровья, снижение рождаемости. Отсутствие инвестиционной привлекательности поселения. Низкий удельный вес собственных доходных источников бюджета, зависимость от трансфертов из бюджетов других уровней. Снижение объемов продукции в личных подсобных хозяйствах. |
Проведенный анализ показывает, что как сильные, так и слабые стороны Лопатенского сельского поселения определяются его географическим (транспортным) положением по отношению к городским поселениям.
Из анализа вытекает, что стратегическими направлениями развития поселения должны стать следующие действия:
Экономические:
1. Содействие развитию крупному сельскохозяйственному бизнесу, и вовлечение его как потенциального инвестора для выполнения социальных проектов восстановление объектов образования, культуры и спорта, помощь в организации питания школьников на взаимовыгодных условиях.
2. Содействие развитию малого бизнеса через помощь в привлечении льготных кредитов на проекты, значимые для развития поселения и организации новых рабочих мест, предоставление бытовых услуг.
Социальные:
1. Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта:
участие в отраслевых районных, областных программах по развитию и укреплению данных отраслей;
содействие предпринимательской инициативы по развитию данных направлений и всяческое ее поощрение (развитие и увеличение объемов платных услуг предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры на территории поселения).
2. Развитие личного подворья граждан, как источника доходов населения.
привлечение льготных кредитов на развитие личных подсобных хозяйств;
привлечение средств из районного бюджета на восстановление пастбищ;
помощь населению в реализации мяса с личных подсобных хозяйств;
поддержка предпринимателей ведущих закупку продукции с личных подсобных хозяйств на выгодных для населения условиях;
3. Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих);
помощь членам их семей в устройстве на работу;
помощь в решении вопросов по приобретению этими специалистами жилья через районные, областные и федеральные программы, направленные на строительство приобретения жилья, помощь в получении кредитов, в том числе ипотечных на жильё;
4. Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенным слоям населения:
консультирование, помощь в получении субсидий, пособий различных льготных выплат;
содействие в привлечении бюджетных средств, спонсорской помощи для поддержания одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных семей (заготовка твердого топлива, пиломатериал для ремонта жилья, проведение ремонта жилья, лечение в учреждениях здравоохранения, льготное санаторно - курортное лечение);
5.Содействие в развитие систем телефонной и сотовой связи.
6.Привлечение средств на строительство и ремонт внутрипоселковых дорог и др.
Цели и задачи программы
Цель программы – создание условий для стабильного социального и экономического развития поселения с целью повышения качества жизни населения.
Программа направлена на решение следующих основных задач
формирование устойчивой тенденции развития сельского хозяйства;
развитие различных форм малого бизнеса, потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг;
привлечение инвестиций в приоритетные направления экономики;
обеспечение дополнительных доходов в бюджет поселения;
организация благоустройства и озеленения территории поселения.
3. Сроки реализации программы
Срок реализации программы с 2012 по 2016 год.
Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий изложен в Приложениях 1 и 2 Программы. Наряду с ресурсными мероприятиями в программе намечен ряд организационных мер, которые будут способствовать росту деловой активности в поселении (Приложение 1).
На период до 2016 года по программе подлежит выполнению 8 разделов:
культура, охрана и сохранение историко-культурного наследия;
образование;
здравоохранение;
торговля и потребительский рынок;
жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство поселения;
обеспечение населения питьевой водой, газом и электроэнергией;
сельское хозяйство;
экология.
5. Механизм реализации Программы
Реализация программы осуществляется на основе положений действующего законодательства Российской Федерации, Брянской области нормативных правовых актов Клинцовского муниципального района и Лопатенского поселения.
Главным условием реализации программы является привлечение в экономику и социальную сферу поселения достаточный объем финансовых ресурсов. Программа предусматривает финансирование мероприятий за счет всех уровней бюджетов на безвозвратной основе. Одновременно с этим для финансирования коммерческой части программы предполагаются осуществлять из внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий программы за счет средств областного, бюджета муниципального района и поселения будет осуществляться исходя из реальных возможностей бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
Предусматривается ежегодная корректировка мероприятий
6. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования программы в 2012 - 2016 годах:
всего – 7122,0 тыс. руб.,
в том числе:
бюджет поселения - 2341,4 тыс. рублей,
областной бюджет – 4780,6 тыс. рублей (по согласованию),
внебюджетные источники– ---------- тыс. руб. (по согласованию).
7. Оценка результативности, социальных, экономических и экологических последствий от реализации программы
Результаты реализации программы
В соответствии с целью программы на период до 2016 года намечается создание устойчивой тенденции экономического роста Лопатенского сельского поселения, позволяющей в долгосрочной перспективе достичь показателя среднего уровня жизни в регионе и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации природного, сельского хозяйственного потенциала.
Основными результатами Программы должны стать:
В целях обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры необходимо
осуществить капитальный ремонт:
— 1 учреждения культуры;
— создание офиса семейного доктора в с. Лопатни
осуществить ремонтно-реставрационные работы на братских могилах поселения.
В целях улучшения жилищных условий населения:
— осуществить реконструкцию уличного освещения во всех населенных пунктах поселения;
— осуществить благоустройство территории поселения;
— осуществить благоустройство мест захоронения в д.Унеча,
В целях обеспечения населения качественными транспортными услугами необходимо
осуществить ремонт:
— 2 км дорог местного значения.
В целях улучшения экологической ситуации необходимо осуществить:
— ликвидацию аварийных деревьев;
— ликвидацию несанкционированных свалок.
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Формы и методы управления реализацией программы определяются Лопатенской сельской администрацией Клинцовского муниципального района Брянской области.
Общее руководство и управление реализацией программных мероприятий осуществляет Лопатенская сельская администрация Клинцовского муниципального района.
Лопатенская сельская администрация Клинцовского муниципального района является:
– заказчиком программы и координатором деятельности исполнителей мероприятий программы.
Лопатенская сельская администрация Клинцовского муниципального района осуществляет:
разработку механизмов привлечения дополнительных финансовых ресурсов для реализации программы;
контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств на реализацию программы;
подготовку предложений по актуализации мероприятий в соответствии с приоритетами социального и экономического развития Клинцовского муниципального района и Брянской области, ускорению или приостановке реализации отдельных проектов;
анализ количественных и качественных параметров состояния и развития секторов экономики и подготовку соответствующих предложений, в том числе по совершенствованию нормативной правовой базы, необходимой для реализации программы;
подготовку предложений по созданию или привлечению организаций для реализации проектов программы;
информационно-аналитическое обеспечение процесса реализации программы, мониторинг выполнения программы в целом и входящих в ее состав мероприятий;
подготовку в установленные сроки ежемесячных и годовых отчетов, годового доклада о ходе реализации программы представительному органу местного самоуправления, осуществляющему контроль за ходом реализации муниципальной программы.
Исполнители программы - осуществляют организацию работы по реализации соответствующих мероприятий, инвестиционных проектов в пределах своих полномочий.
Контроль за исполнением муниципальной программы осуществляется Главой Лопатенского сельского поселения Клинцовского муниципального района и Лопатенской сельской администрацией Клинцовского муниципального района.
Приложения к программе
Приложение «Перечень мероприятий и объемы финансирования программы социального и экономического развития Лопатенского сельского поселения Клинцовского мунициального района Брянской области на 2012-2016 годы
(тыс. руб)
|
№ п/п |
Перечень мероприятий |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Стоимость работ, источник финансирования, |
Ожидаемые конечные результаты |
| ||||||||||||||||||||
|
всего |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
| |||||||||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
| |||||||||||||||
|
Социальная сфера |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
1. |
С целью формирования бюджета поселения провести работу по определению юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории поселения. . |
2012-2016 г |
Лопатенская сельская администрация |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
2. |
Исполнять и осуществлять контроль за поступлением местных налогов и сборов поселения. |
2012-2016 г. |
Лопатенская сельская администрация |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
3. |
Эффективное использование муниципальной собственности. |
2012-2016 г. |
Лопатенская сельская администрация |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
4. |
Создание резервного жилого фонда для детей, оставшихся без попечения родителей, за счет домов, сданных по программе ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. |
2012-2016г. |
Лопатенская сельская администрация |
4 |
4 дома |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
5. |
Оказывать содействие в обеспечении молодых семей жильем в рамках целевой областной программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2005-2010 годы», а также с привлечение ипотечного кредитования. |
2012-2016 г. |
Лопатенская сельская админитсрация |
|
|
|
|
|
|
Улучшение жилищных условий, закрепление молодых специалистов на селе |
| |||||||||||||||
|
6. |
Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным Законодательством. |
2012 -2016 г. |
Лопатенская сельская администрация |
20 |
10 домов |
|
10 домов |
|
|
Улучшение жилищных условий |
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
7. |
Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. |
2012-2016г. |
Лопатенская сельская администрация |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
8. |
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. |
2012-2016 г. |
Лопатенская сельская администрация |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
9. |
Оказывать содействие в расширении сети платных услуг для жителей поселения. |
2012-2016 г. |
Лопатенская сельская администрация |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
10. |
Оказание содействия в обеспечении населения топливом. |
2012-2016 г. |
Лопатенская сельская администрация |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
11. |
Обеспечение содержания автодорог общего пользования. |
2012-2016 г. |
Лопатенская сельская администрация |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
12. |
Организация в границах поселения электро-, тепло-, газоснабжения населения. |
2012-2016 г. |
Лопатенская сельская администрация |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
13. |
Контроль за содержанием мест захоронения. |
2012-2016 г. |
Лопатенская сельская администрация |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
14. |
Организация работ по благоуст- ройству открытых водоисточников с привлечением населения. |
2012-2016г. |
Лопатенская сельская администрация |
|
3 ист. |
3 ист. |
3 ист. |
3 ист |
3 ист. |
Повышение качества жизни |
| |||||||||||||||
|
Жилищно- коммунальное хозяйство |
| |||||||||||||||||||||||||
|
15. |
Ввод в действие водоснабжения в сЛопатни по ул.Луговой, ул. Зеленая. Ул. Заречная, ул. Центральная |
2012-2016 |
МУП ЖКХ |
2000,0 |
Областной бюджет |
Повышение качества жизни |
| |||||||||||||||||||
|
|
2000,0 |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
16. |
Организация и ремонт водоснабжения в поселении. |
2012-2016 г. |
МУП ЖКХ |
500,0 |
Местный бюджет |
Улучшение качества предоставляемых ком. услуг |
| |||||||||||||||||||
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
| |||||||||||||||||||||
|
17. |
Улучшение качества улично-дорожной сети |
2012-2016 г. |
|
|
Областной бюджет |
|
| |||||||||||||||||||
|
ОАО «Брянскавтодор» |
2780,6 |
1498,8 |
594,0 |
687,8 |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
Местный бюджет |
| |||||||||||||||||||||||
|
|
861,4 |
61,4 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
|
| ||||||||||||||||||
|
18 |
Модернизация уличного освещения |
2012-2016 |
|
500,0 |
Местный бюджет |
|
| |||||||||||||||||||
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
Система культуры |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
19. |
Проведение текущего ремонта учреждений культуры. |
2012-2016г. |
Лопатенская сельская администрация |
420,0 |
Местный бюджет |
Повышение уровня культурного обслуживания населения |
| |||||||||||||||||||
|
320,0 |
100,0 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
20. |
С целью создания условий для массового отдыха жителей поселения, организовать обустройство мест массового отдыха населения, благоустройства и озеленения территории поселения, контроля за утилизацией бытовых отходов собственными силами и с привлечением населения. |
2012-2016 |
Лопатенская сельская администрация |
|
|
Улучшение культурного уровня населения |
| |||||||||||||||||||
|
21. |
Сохранение и развитие традиционных народных ремёсел в поселении: фольклор,вышивание. |
2012-2016г. |
Лопатенская сельская администрация |
5,0 |
Местный бюджет |
Сохранение культурного наследия |
| |||||||||||||||||||
|
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
| ||||||||||||||||||||
|
22. |
Организация и проведение мероприятий, связанных со знаменательными датами, посвящённых старинным обрядам и праздникам |
2012-2016г. |
Лопатенская сельская администрация |
50,0 |
Местный бюджет |
Улучшение культурного уровня населения |
| |||||||||||||||||||
|
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
|
| ||||||||||||||||||||
|
23. |
Повышение профессионального мастерства клубных работников |
2012-2016г. |
Лопатенская сельская администрация отдел культуры и молодежной политики |
5,0 |
местный бюджет |
Повышение культуры общения |
| |||||||||||||||||||
|
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
| ||||||||||||||||||||
|
Сельское хозяйство |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
24. |
Оказывать содействие в развитии личных подсобных и фермерских хозяйств: -организация закупа молока у населения; -разъяснение о порядке выделения кредитов для развития ЛПХ |
2012-2016 г. |
Лопатенская сельская администрация ГУ» Клинцовское районное управление сельского хозяйства» |
|
|
|
|
|
|
Развитие производственной и социальной инфраструктуры хозяйств |
| |||||||||||||||
|
|
Всего по мероприятиям |
2012-2016г |
|
7122,0 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|