Tуризм

Муниципальное образование «Клинцовский район»

Клинцовский район расположен в юго–западной части Брянской области и лежит на обширной Приднепровской низменности. Местность района – слабоволнистая равнина с высотами от 120 до 170 метров над уровнем моря с общим пологим склоном с запада на восток.

В Клинцовском ландшафте большое пространство занимают краевые наклонные равнины междуречий, они сложены среднемощными песками и супесями.

У района много соседей: на северо-востоке Клинцовский район граничит с Суражским и Унечским, на юго-востоке - со Стародубским и Климовским, на юго-западе - с Новозыбковским и Гордеевским районами. Общая площадь Клинцовского района составляет – 1291,4 км кв.

Климат района умеренно – континентальный, с тёплым летом и умеренно холодной зимой.

Все реки, протекающие по территории Клинцовского района, относятся к бассейну р. Днепр. Крупнейшими из них является р. Ипуть и её левый приток р. Унеча.

Река Ипуть – вторая по величине река Брянской области, левый приток реки Сож. Она течёт в западной части района. Длина реки 475 км, площадь бассейна 10 тысяч км. Правый берег реки в районе с. Ущерпье - одно из самых живописных мест района и называется Приипутьскими высотами. Река Унеча протекает по территории сёл Смолевичи и Лопатни. Река имеет хорошо разработанное русло шириной 30 – 35 метров, глубины колеблются от 0,5 м до 2 м. Протекает река по ровной местности с песчаными берегами.

В пойме реки и её притоков много естественных и искусственных водоёмов, крупнейшим из которых является водохранилище вблизи деревни Кожушье.

На территории Клинцовского района преобладают хвойные и смешанные леса. Древесная растительность представлена разными породами деревьев: дубом, сосной, елью, липой, клёном, берёзой, осиной. Кустарниковые формы – это, в основном, лещина, крушина, клён американский. Много в наших лесах ягод: земляники, черники, голубики, малины, ежевики. Богата травянистая флора. Здесь распространены звездчатка, тысячелистник, сочевичник, хохлатка, мать–и–мачеха, лапчатка гусиная, клевер, василёк луговой.

Разнообразен и животный мир Клинцовских лесов. Здесь можно встретить волка, лису, косулю, кабана, ондатру, ласку, зайца–русака; птиц: скворцов, дятлов, синиц, сорок, грачей. Есть и редкие птицы. Они занесены в Красные книги России и Брянской области. Это аисты, глухари, тетерева, ястребы, скопа.

Целебными свойствами обладают и минеральные воды, которые находятся на территории Клинцовского района. Они содержат от 5,2 г до 47,7 г минеральных солей. На их базе работает бальнеологический санаторий «Затишье», областного лечебно–оздоровительного предприятия «Брянскагроздравница». Санаторий расположен в сосновом бору, в 12 км от города Клинцы, на берегу р. Унеча, в излучине которой сооружено озеро с песчаным пляжем и каскадом.

В 4 км от г. Клинцы, в благоприятной климатической зоне, на территории природного парка с редкими видами деревьев и кустарников на берегу живописного озера, бывшей усадьбе Сапожкова, находится санаторий «Вьюнки». В санатории лечат заболевания органов дыхания, сердечно–сосудистой, нервной системы, желудочно–кишечного тракта, опорно–двигательного аппарата. Основным лечебным фактором являются природные минеральные воды для ванн и питьевого лечения, состав которых близок к Трускавецкой минеральной воде.

Памятники архитектуры

УСАДЬБА РУМЯНЦЕВА-ЗАДУНАЙСКОГО, 2-я пол. XVIII – нач. XIX в.

Усадьба расположена в центре большого древнего села Великая Топаль (известно с 1620 г.) В 1710г. в числе других оно было отдано Петром I видному дипломату графу С.В. Рагузинскому-Владиславичу. Владевший селом с 1739 года его племянник М.В. Рагузинский построил здесь большой дом с французским садом и оранжереями. По переписи 1767 года тут существовал старый деревянный храм Преображения с приделами Архистратига Гавриила и Евфимия Великого. В 1770 году село куплено Екатериной II для графа П.А. Румянцева-Задунайского. С 1764 года он был президентом Малороссийской коллегии и генерал-губернатором Малороссии. Во время русско-турецкой войны руководимые им войска разгромили противника в битвах при Ларге и на реке Кагул. За эти победы Румянцев получил чин генерал-фельдмаршала и земли Топальской волости, а также имения в Стародубском и соседних полках.

При П.А. Румянцеве-Задунайском в 1780 г. в Великой Топали сооружаются каменный храм Преображения и деревянный дом, а также создается парк. Согласно описи 1781 года, дом был сделан «итальянским манером, на каменном фундаменте, с погребами каменными ж, в двоих этажах, о 10-ти покоях, при коем сад весьма хороший, регулярно разсаженной, с тремя оранжереями». От Румянцевых Топаль перешла к княгине В.С. Голицыной, которая в 1820 году возвела ныне существующий каменный дом с флигелем. При ней в усадьбе была построена отдельно стоящая каменная колокольня, а в 1850 году – теплая каменная церковь Николая Чудотворца. Затем усадьбой владел ее сын, князь П.П. Голицын, а с 1882 года дочь последнего – княгиня М.П. Долгорукова.

Усадебный комплекс представляет собой один из замечательных ансамблей 2-й половины XVIII — 1-й половины XIX в. на Брянщине. Его генеральный план выполнен в соответствии с традициями усадебного строительства эпохи классицизма. Центром усадьбы является господский дом, перед главным фасадом которого устроен небольшой парадный двор — курдонер. Его левую сторону образует поставленный перпендикулярно к дому флигель. Строительство второго, правого флигеля, видимо, осуществлено не было. Середину курдонера ранее украшал цветочный партер с отдельными деревьями. Усадьба открывается в сторону церкви и главной площади села. Однако церковь расположена не на оси курдонера, а на продолжении его правой стороны. Сразу за домом начинается сохранивший планировку конца XVIII в. регулярный парк, простирающийся вглубь территории усадьбы. 

дом

tour001.jpg

Хороший образец брянского усадебного дома в стиле ампир; отличается подчеркнутой монументальностью и парадностью архитектуры. Первоначальная планировка изменена после 1917 г. в связи с приспособлением под школу. Одноэтажное здание с подвалом и мезонином над средней частью имеет оштукатуренные кирпичные стены и плоские балочные перекрытия. Крупный прямоугольный в плане объем дома с выделенным цоколем вытянут по оси восток-запад. Узкие боковые части слегка понижены, а сильно развитый мезонинный этаж в центре перекрыт двускатной кровлей с фронтонами на торцах. Южный протяженный фасад, обращенный к храму и являющийся главным, украшен шестиколонным входным портиком на массивном цоколе с укороченными тосканскими колоннами, триглифнометопным фризом и расположенным над ним балконом второго этажа. Крупная полукруглая ниша с замком над балконной дверью подчеркивает центр фасада мезонина, завершенного карнизом с модульонами и большим фронтоном. Фасадный декор включает также горизонтальную рустовку верхней части стен, неглубокие арочные ниши, в которых расположены прямоугольные окна, треугольные сандрики с кронштейнами над окнами портика и несколько упрощенный широкий антаблемент. Аналогичное убранство имеет и парковый фасад. Боковые части оформлены скромнее, с ложными окнами на главном фасаде, завершенными полуциркульными архивольтами с замковыми камнями. Существующий в настоящее время боковой вход с западной стороны ведет в коридор, который делит интерьер на две половины. По обе его стороны расположены, анфиладно связанные друг с другом, комнаты. В середине коридора находится лестница в мезонин.

флигель
tour002.jpg
Построен одновременно с домом; в позднейшее время приобрел ряд деревянных деталей (рамочные наличники и профилированный карниз). Одноэтажное кирпичное и оштукатуренное здание, классически строгая архитектура которого подчеркивает композиционный центр усадьбы - главный дом. Фасадный декор его очень скромен: прямоугольные окна не имели обрамлений, стены были завершены простым карнизом. Вход с торца, обращенного к дому, ведет в коридор с двусторонним расположением помещений.
парк
tour003.jpg

Хороший пример небольшого регулярного парка периода классицизма. Систему его планировки (сохранилась лишь частично) образовывали пять продольных аллей, пересеченных тремя поперечными. Вероятно, эта разбивка повторила существовавшую прежде планировку сада-огорода более ранней усадьбы. Три продольные аллеи с одной стороны замыкаются: центральная домом, правая флигелем, левая храмом. В противоположном направлении их окончания теряются в зелени парка. Участки, прилегающие к дому и флигелю, утратили прежний рисунок плана; лишь отдельные группы деревьев указывают направление аллей. Более удаленные части сохранили куртины и контурную посадку по аллеям. На полянах между ними открываются интересные ландшафтные перспективы. Уцелевшие деревья свидетельствуют о разнообразии пород, среди которых преобладала липа. Некоторые аллеи сплошь обсажены ею; другие включают также вяз, клен, дуб и тополь. Различные комбинации деревьев и кустарника местных пород создают живописные группы, выделяющиеся на фоне рядовых посадок.

Церковь Преображения


tour004.jpg

Выдающийся памятник русской архитектуры XVIII века, выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих. Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными раскрепованными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами. Башни главного, северного фасада более крупные и высокие; во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты. Выразительность силуэта усиливают четыре цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами, поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной. Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря.

tour005.jpg

Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах. Не менее выразителен интерьер храма. Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной (проем перебит поздними хорами) и алтарем, перекрытыми высокими зеркальными сводами; узкие проходы в их углах ведут в небольшие служебные помещения внутри башенок. Стены зала, трапезной и алтаря декорированы плоскими пилястрами, сандриками на кронштейнах над проемами, а также расположенной под окнами верхнего света широкой лентой фриза с вертикальными "каннелюрами". Завершающий стены тонко профилированный карниз имеет в зале раскреповки с сухариками, под раскреповками - кронштейны с лепными гирляндами, а ниже — плоские прямоугольные ниши, роспись которых не была осуществлена. Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне; на четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к XIX и нач. XX в. На южной стене икона в пышном барочном резном обрамлении 2-й пол. XVIII в.

Дом отдыха «Вьюнки»


tour006.jpg

tour007.jpg

В пригороде Клинцов находится Дом отдыха «Вьюнки». Это бывшая загородная вилла местного фабриканта Д. Сапожкова. Она построена в 1910 - 1912 гг по проекту, как говорит местная легенда, итальянского архитектора. Строительством руководил инженер А.В. Соловьев. Она именовалась «банкетной виллой». Вилла была сначала предназначена для отдыха семьи фабриканта и приема гостей. В 1922 г здесь был открыт санаторий для рабочих города. После войны он преобразовался в Дом отдыха.

Весь комплекс зданий располагается в парке и ныне занимает территорию свыше шести гектаров. На юге с парком соседствует искусственное озеро (7 га). У южного берега озера – остров, на нем – курган с деревьями.

Композиционным стержнем архитектурного ансамбля является аллея, которая начинается монументальными воротами и заканчивается в глубине парка главным домом. Перед входом в дом – круглая площадка с фонтаном в центре.

Парк Дома отдыха ландшафтный. Привольно разбегаются по парку аллеи, образуя своими разветвлениями «естественные» поляны, отороченные веселыми опушками. В парке свыше восьми десятков видов деревьев и кустарников, больше, чем в любом другом парке Брянской области. Здесь можно встретить экзотическую горную сосну, раскидистые сибирские кедры, светло-зеленые веймутовые сосны. Силуэт парка формируют торжественные пирамиды елей: красной с серебристо-голубой хвоей и канадской. Под пологом их распростер гребенчатые ветви можжевельник казацкий. Встречается в парке ильм; черная липа своими громадными листьями соперничает с крупными узорными листьями конского каштана. Нежно-зеленые лиственницы, как ажурные малки, возносят шелковистую хвою в небесную высь.

Однако основным фоном являются наши родные липы, дубы, клены (есть американский, красный и серебристый), березы. Под их шатром – мерцающие огоньки рябин и черные глазки ягод черемухи. Впечатляют разнообразием сирень (персидская, венгерская, амурская), чубушник (обыкновенный, грубошерстистый, душистый, крупноцветковый), спирея (городчатая, зверобоелистная, японская, красноцветная карликовая), жимолость (мелкоцветная, красивая, синяя и татарская).

А вот ароматная бирючина, пестролистный боярышник, вечнозеленый блестящий барбарис, лох серебристый – редкие, но яркие штрихи в насыщенной цветом и формами картине парка.

Есть во Вьюнках и живая коллекция лиан, ползущих и вьющихся. В тени деревьев можно разглядеть магнолию, луносемянник, древогубец. Осенью привлекают внимание аристолохия крупнолистная и виноград амурский.

Санаторий находится в 4-х км от Клинцов в благоприятной климатической зоне, на территории парка с редкими видами деревьев и кустарников, на берегу живописного озера. Имеется источник минеральной воды из скважины глубиной 466 м.

Единственный в Брянской области загородный усадебный комплекс, архитектура которого целиком выдержана в духе подражания готике. Его отличают живописная асимметричная объемно-пространственная композиция и стилевое единство всех построек.

Дом усадьбы Сапожкова.

Композиционный центр всего комплекса; главным, восточным фасадом обращен к парадной аллее и дороге. Его своеобразная романтическая архитектура в стиле неоготики подражает замкам средневековья. Двухэтажное кирпичное здание с оштукатуренными стенами поставлено на высокий цоколь, в котором размещены хозяйственные помещения.
tour008.jpg

Фрагмент фасада, усадьба Сапожкова, Вьюнки, Клинцы

tour009.jpg

Конюшня с голубятней, усадьба Сапожкова, Вьюнки, Клинцы


Пространственно-планировочная композиция подчеркнуто асимметрична: два неодинаковых прямоугольных в плане объемах, над которыми поставлены меньшие по размеру башенки. Главный вход, находящийся между высокой башней и восточным ризалитом, подчеркнут лоджией с тремя стрельчатыми арками и балконом. Второй вход расположен на западном фасаде, рядом с башнеобразным полукруглым объемом лестничной клетки. Первоначально на крыше южного (тогда одноэтажного) крыла здания была открытая веранда.

В стилизованном под готику декоре в то же время явно ощутимо влияние модерна, особенно в рисунке стрельчатых окон первого этажа и таких же арках лоджии. Оригинальны аркатурные фризы из стрельчатых арочек под карнизом и крупная арочная ниша во всю высоту ризалита, разделенная по оси импостом и обрамленная килевидным наличником.


В центральной части фронтонов ризалитов помещено фланкированное филенчатыми столбиками круглое окно, также рассеченное надвое по вертикали.

Интерьер, имевший прежде просторные залы с балконами, сильно изменен и не сохранил первоначальной отделки. Против небольшого вестибюля за главным входом - двухмаршевая лестница, справа от нее находится вытянутый центральный зал, связанный в торце с парковой лестницей северного фасада. По сторонам зала по две комнаты, обращенные на восточную и западную сторону.


Планировка второго этажа частично повторяет первый. Перекрытия помещений плоские, балочные.

Конюшня с голубятней, усадьба Сапожкова, Вьюнки, Клинцы.

Двухэтажное кирпичное здание со штукатурной отделкой деталей. Пристройки и перестройки значительно изменили его облик; сохранились лишь южный и частично восточный фасады.


Лопатки с фигурными кронштейнами членят стену на три части: широкую среднюю и узкие боковые (в нижней части средней были ворота, переделанные ныне в окно). Во втором этаже между лопатками расположены стрельчатые окна, обрамленные широкими архивольтами.

Карнизы этажей декорированы сухариками, над пологой двускатной кровлей возвышаются сложные декоративные парапеты, украшенные зубчатыми завершениями и башенками на углах. Интерьер здания полностью изменен.

Машинное отделение, усадьба Сапожкова, Вьюнки, Клинцы.

Здание одноэтажное, служило машинным отделением тепловой электростанции. Стены кирпичные, со штукатурными деталями. Редкий образец небольшой производственной усадебной постройки, стилизованной под готику.

tour010.jpg

Машинное отделение, усадьба Сапожкова, Вьюнки, Клинцы.


tour011.jpg

План машинного отделения, усадьба Сапожкова, Вьюнки, Клинцы.


Асимметричный объем из двух прямоугольных в плане частей с крутыми двускатными кровлями имеет на торцах высокие щипцы с башенками в завершении. Фронтоны щипцов украшены стрельчатыми нишами: широкими центральными, в которых помещены ложные проемы, и тремя узкими по сторонам. За исключением крупного стрельчатого окна, на южном фасаде проемы прямоугольные, в верхней части обрамленные типичной для готики профилированной тягой. Под карнизами фасадов аркатурный пояс.


Вход в здание с южной стороны, через заднюю пристройку. Интерьер состоит из одного большого помещения в западной части и двух небольших комнат, соединенных коридором, в восточной.

Ледник, усадьба Сапожкова, Вьюнки, Клинцы.

Интересный пример усадебной хозяйственной постройки этого времени, стилизованной под готику. Прямоугольное в плане сооружение типа полуземлянки с наземным входом. Вход трактован, подчеркнуто парадно, в виде стрельчатой арки, заключенной между двумя высокими восьмигранными столбами-пилонами с зубчатыми башенками.

Стена над аркой украшена узкими вертикальными выемками и завершена карнизом с зубцами. Внутри два помещения: тамбур с лестницей и собственно ледник. Стены и пол кирпичные, перекрытия сводчатые.

Ворота, усадьба Сапожкова, Вьюнки, Клинцы.

Представляют собой трехпролетное кирпичное сооружение с оштукатуренными деталями. Более крупная средняя, проезжая арка стрельчато-пологой формы, фланкирована высокими столбами-пилонами, завершенными башенками с зубцами и бойницами. Боковые полуциркульные арки-входы вписаны в стрельчатые неглубокие ниши и едва достигают уровня пят средней арки. Поле стены над арками украшено узкими стрельчатыми нишами со щелевидными проемами и увенчано рядом зубцов. Створки ворот и боковые калитки из кованого металла ажурные, с глухой нижней частью.

Археологические памятники

Бутовск. Курганный могильник, X – XIII вв. 0,5 км к западу от южной окраины села, территория кладбища. Обследовали М.П. Еременко в 1896 г и В.И. Кулаков в 1973 г. В конце XIX в. было 20 курганов, сохранилось 11, диаметром от 4 до 6 м, высотой от 0,4 м до 1 м, вокруг их оснований - ровики глубиной от 0,2 м до 0,3 м. Четыре кургана повреждены кладоискателями и могилами. По внешним признакам могильник можно отнести к древнерусским.

Вышков. Курганный могильник Вышков - 1, X – XIII вв. 2 км к югу от деревни, 1 км к северу от пос. Таборище, опушка леса. Обследовали А.В. Кашкин и В.И. Кулаков в 1973 г. На склоне небольшого всхолмления расположены компактно 65 курганов диаметром от 4 м до 10 м, высотой от 0,4 м до 2,2 м. Основания окружены ровиками глубиной от 0,1м до 0,5 м. 18 насыпей повреждены кладоискателями. По внешним признакам могильник можно отнести к древнерусским.

Вышков. Курганный могильник Вышков - 2, X – XIII вв. 1,5 км к югу от деревни, в лесу. Расположен в 1 км к западу от могильника Вышков 1. Обследовали А.В. Кашкин и В.И. Кулаков в 1973 г. Пять курганов диаметром от 4 м до 6 м, высотой от 1 м до 1,6 м. Вокруг оснований сохранились ровики. По внешним признакам курганы можно отнести к древнерусским.

Гулёвка. Курганный могильник, XI-XIII вв. Западнее села. Исследовал П.М. Еременко в конце XIX в, обследовал А.А. Узянов в 1970 г. Здесь было две группы курганов – 107 и 36. Сохранилось два диаметром 12 м и 5 м, высотой 2,8 м и 0,7 м. Большой повреждён кладоискателями, малый опахан. П.М. Еременко раскопал несколько десятков курганов. Умершие, как правило, были захоронены на спине головой на запад. Найденные в погребениях вещи характерны для эпохи Киевской Руси. Место хранения коллекции неизвестно.

Медвёдово. Курганный могильник, XI в. Близ села. Упомянут в списках П.С. Уваровой, обследовала Г.Ф. Соловьёва в 1967 г. Сохранилось 20 курганов. Вокруг них на пахоте видны следы уничтоженных насыпей, кальцинированные кости и обломки древнерусской керамики XI в.

Ольховка. Курганный могильник Ольховка - 1, XI- XII вв. 1 км к западу от села, 0,1 км к югу от шоссе Клинцы – Красная гора. Исследовал П.М. Еременко в 1894 г (как могильник у с. Чертовичи), обследовал А.В. Кашкин в 1974 г. Расположен на водораздельной возвышенности. П.М. Еременко зафиксировал 90 курганов и 10 раскопал. Вскрыты погребения XI- XII вв. Умершие были захоронены на древней поверхности, иногда в гробах. В женских погребениях найдены семилучевые и проволочные височные кольца, ожерелья из бус и лунниц, браслеты и кольца; в мужских погребениях вещей не было. В XX в. могильник интенсивно распахивался. К 1974 г сохранилось не менее 17 курганов диаметром от 5 м до 12 м и высотой от 0,5 м до 2 м. Они составляли две группы: в северной не менее 5 курганов, в южной не менее 12. Большинство из них повреждены ямами кладоискателей и раскопками П.М. Еременко. А.В. Кашкин раскопал один курган. Под ним была захоронена женщина из племени радимичей. Вместе с останками найдены бронзовые браслеты, перстни, крестообразные подвески, лунницы, бубенчики и бусы. Погребение датируется XI в. Место хранения коллекции П.М. Еременко неизвестно. Коллекция из раскопок А.В. Кашкина в И.А.

Павличи. Курганный могильник, X-XIII вв. 1 км к северо-западу от села. Упомянут в списке П.М. Еременко. Обследовал А.А. Узянов в 1970 г. Расположен на невысоком всхолмлении на протяжении 0,6 км с северо-востока на юго-запад четырьмя группами. Всего курганов 27. Диаметр курганов от 2 м до 12 м, высота от 0,3 м до 13 м. Все они повреждены при распашке и лесопосадках. По внешним признакам могильник можно отнести к древнерусским.

Рудня-Голубовка. Курганный могильник, X-XIII вв. Северная окраина деревни, близ кладбища. Исследовал П.М. Еременко в 1894 г, обследовал А.В. Кашкин в 1974 г. В конце XIX в. было 104 кургана, сохранилось 86 диаметром от 4 м до 15 м, высотой от 0,5 м до 2,5 м. Вокруг оснований ровики глубиной до 0,5 м. 30 насыпей повреждены кладоискателями. В 1894 г раскопано 9 курганов. Умершие захоронены на древней поверхности, головой на запад или восток, некоторые в гробах. Вместе с останками найдены семилучевые и проволочные височные кольца, бусы, шейные гривны, поясные пряжки и кольца XI– нач. XIII вв. Коллекция не сохранилась.

Смолевичи. Курганный могильник - 3. 0,6 км к юго-востоку от села. Расположен на левом берегу р. Унеча. Упомянут в списках П.М. Еременко. Обследовал А.А. Узянов в 1970 г. В нач. XX в. было 35 курганов, сохранилось 6 диаметром от 2 м до 8,5 м, высотой от 0,3 м до 1,2 м.

Теремошка. Курганный могильник Теремошка - 1, X-XIII вв. 3,5 км к западу от села, опушка леса. Обследовал А.В. Кашкин в 1974 г. Расположен на правом берегу ручья (левый приток р. Улетовка). 214 курганов диаметром от 5 м до 30 м и высотой от 0,6 м до 5 м. Вокруг оснований - ровики глубиной от 0,2 м до 1,5 м. Наиболее крупные курганы находятся в северо-восточной части могильника. Все курганы поросли деревьями, около 30 повреждены кладоискателями. По внешним признакам могильник можно отнести к древнерусским.

Теремошка. Курганный могильник - 2, X-XIII вв. 3,5 км к западу от села, в лесу, к югу от лесной дороги. Обследовал А.В. Кашкин в 1974 г. Расположен в 0,1 км к северо-востоку от могильника Теремошка - 1. Два кургана диаметром 6 м и 7 м, высотой 1,2 м и 1,1 м. Вокруг оснований - ровики глубиной до 0,4 м. Один курган повреждён ямой. По внешним признакам могильник можно отнести к древнерусским.

Теремошка. Курганный могильник - 3, X-XIII вв. 3 км к юго-западу от села, опушка леса. Обследовал А.В. Кашкин в 1974 г. Десять курганов диаметром от 5 м до 16 м, высотой от 1,1 м до 3,5 м. вокруг оснований - ровики глубиной от 0,4 м до 1 м. Четыре кургана повреждены кладоискателями. По внешним признакам могильник можно отнести к древнерусским.

Теремошка. Курганный могильник - 4, X-XIII вв. 3 км к юго-западу от села, в лесу. Обследовал А.В. Кашкин в 1974 г. Расположен в 0,1 км к югу от могильника Теремошка - 3. Двенадцать курганов диаметром от 4 м до 20 м и высотой от 0,5 м до 3,5 м. Вокруг оснований - ровики глубиной от 1 м до 1,5 м. Три кургана повреждены кладоискателями. Вероятно, восточная часть могильника распахана. По внешним признакам могильник можно отнести к древнерусским.

Ущерпье. Курганный могильник Ущерпье. Центральная часть села, сад у Дома культуры. Упомянут в списках П.С. Уваровой. Обследовал А.А. Узянов в 1970 г. Три кургана диаметром от 4 м до 10 м и высотой от 1 м до 1,5 м.


Мемориальный комплекс «Речечка»


tour012.jpg

На территории Первомайского сельского поселения, в 12 км к юго-западу от города Клинцы расположен мемориальный комплекс «Речечка». Комплекс построен в 1985 году на месте сожженной вместе с жителями деревни Речечка в сентябре 1943 года. В центре комплекса находится стилизованная часовня. На месте сгоревших домов сейчас возведены две улицы со стилизованными остатками печей и пустых дверных проемов со ступеньками. На месте домов одной из бывших улиц Речечки — мемориальные дверные проемы из бетона. На притолоках — доски с именами тех, кто утром 23 сентября 1943 года еще выходил из этих, тогда еще настоящих, дверей. Обозначен возраст каждого: «65 лет, 70 лет, 2 года, 5 лет, 7 лет... На этой доске: Барботько Вера 24 года, Барботько Костя 3 года».

tour013.jpg

tour014.jpg

tour015.jpg

На одном из фрагментов мемориала – бетонные ладони, пробивающиеся сквозь тлен из земли. На месте  массового сожжения жителей деревни стоит наклоненная обгоревшая стена. 


tour016.jpg

tour017.jpg

Надпись на памятнике: «23 сентября 1943 года немецко-фашистские захватчики зверски замучили и сожгли мирных жителей Речечки. Остановись, прохожий. Здесь лежат в могиле братской жители деревни Речечка. И женщины, и старики, и дети, погибшие от рук фашистских орд». В Речечку из Клинцов ведет асфальтированная дорога, а дальше, через плотину, мимо лесного озерца, в Брянские леса уходит грунтовка...



Церкви



Церковь Сергия Радонежского, с. Тулуковщина


tour018.jpg

Церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского расположена в центре село Тулуковщина, окружена невысокой каменной оградой. Возведена в 1873 г. из кирпича и оштукатурена, имеет массивные стены и своды. Своеобразный для Брянской области памятник русско-византийского стиля, воспроизводящий тип крестово-купольного четырехстолпного и одноглавого храма Древней Руси с тремя апсидами. После государственного переворота 1917 года храм был закрыт. В здании храма расположили складские помещения. В начале Великой Отечественной войны храм вновь открыли. Были возобновлены Богослужения. Действует до настоящего времени.
Основной объем здания - мощный и тяжеловесный двусветный четверик со срезанными углами, увенчанный крупным цилиндрическим световым барабаном с большой главой. К нему примыкают с запада выступающий в виде ризалита небольшой прямоугольный притвор, а с востока несколько пониженные апсиды со слабо выявленными закруглениями. Членения стен образованы широкими, в средних частях парными, пилястрами и профилированным поясом, отделяющим нижнюю часть фасадов в виде цоколя.
Пилястры делят боковые фасады на три прясла, завершенные декоративными килевидными закомарами. Апсиды венчает классический карниз с крупными прямоугольными зубчиками. Притвор выделен треугольным фронтоном и главкой на высокой восьмигранной шее. Цилиндр барабана украшает аркатура на небольших пилястрах, в которую вписаны арочные окна. С трех сторон над входными проемами с полуциркульным верхом и простыми откосами устроены большие ниши-киоты; узкие арочные окна оформлены лишь подоконными выступами на кронштейнах.

Внутри квадратные столбы со срезанными углами несут высокие подпружные арки с парусами, поддерживающие барабан с куполом. Все боковые ячейки, включая притвор, перекрыты сомкнутыми сводами. На стенах столбам соответствуют пилястры, на которые опираются перекинутые со столбов боковые арки. Стены оштукатурены и побелены. Иконостас с иконами и утварь относятся к рубежу 19-20 веков.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОР­ЦА с. Лопатни

tour019.jpg

tour020.jpg

tour021.jpg

Расположена на окраине древнего села на высоком берегу р. Унеча. Построена в 1861 г. вместо прежнего деревянного храма; к настоящему времени утрачены завершение с главами, колокольня и изменена внутренняя планировка здания. Стены, поставленные на кирпичное основание, рублены из бревен без остатка и обшиты тесом. Характерный для деревянной архитектуры Брянщины периода эклектики сельский храм. Единый, вытянутый по продольной оси прямоугольный объем имеет выступающий притвор на западном фасаде (первый ярус колокольни). Алтарная часть акцентирована небольшим скосом углов восточного фасада, слабым ризалитом в его центре и полуфронтоном с круглым чердачным окном над вальмой с восточной стороны. Двускатные кровли основного объема и притвора завершены фронтонами, причем в тимпане первого из них помещено крупное окно. В композиции боковых фасадов условно сохранено членение на центральную часть, алтарь и трапезную. Перед тремя проемами центральной части (дверь и окна по сторонам) устроены широкие крыльца с навесами на резных четырехгранных столбах. Средние окна трапезной и алтарного ризалита более широкие. Подоконный цокольный уровень, отделенный узким резным пояском, имеет гладкую обшивку на фасадах, тогда как основная часть стен горизонтально обшита профилированным тесом. На углах - узкие накладные пилястры. Наличники прямоугольных проемов украшены дорожками ромбов, фигурной пропильной резьбой под окнами и профилированным сандриком со щипцовым подвышением в центре; кроме того, сандрики дополнены вверху и внизу ажурными подзорами. На свесах карниза также помещен пропильной подзор.
В советские годы здание было отдано школе.

tour022.jpg

Во исполнение Священного Синода и по благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта началось восстановление разрушенной Святыни – Храма в честь Святителя Николая в с. Лопатни Клинцовского района.
19 декабря 2011 года в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, благочинный Клинцовского округа протоиерей Василий Воликов в сослужении иерея Александра Гаранина отслужил молебен с акафистом и водосвятие, а затем с прихожанами совершили крестный ход вокруг здания Храма.

В настоящее время работы по восстановлению храма заканчиваются.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Душкино


tour023.jpg

tour024.jpg

Расположена в центре села Душкино Клинцовского района. Сооружена местными мастерами в 1891 году вместо прежней деревянной известной с 1609 года; стены на кирпичном цоколе рублены из бревен без остатка и обшиты тесом. Разобранное в начале 20 века завершение заменено новым во время ремонта 1940 года, колокольня утрачена.

Характерный для Брянской области этого периода деревянный храм с традиционной крестообразной объемной композицией. К основному четверику во всю ширину его сторон примыкают пятигранная апсида с пониженными прирубами дьяконника и жертвенника по сторонам, боковые рукава (в них помещаются приделы) и трапезная с более узкой папертью.

После переделки верха четверик не выделен по высоте и составляет вместе с рукавами единый поперечно ориентированный объем под двускатной кровлей с фронтонами на боковых фасадах. Над средокрестием на низком восьмигранном основании поставлена небольшая главка с крестом. К числу местных особенностей относится расположение боковых крылец на западных фасадах рукавов, дополненных главным крыльцом паперти.

Под прямоугольными окнами, сравнительно высоко поднятыми над землей, фасады обходит узкий поясок. Он отделяет нижнюю часть стен, обшитую вертикально с нащельными рейками, от основной, которая имеет горизонтальную обшивку.
Фриз и свес карниза украшены мелкими подзорами. Окна обрамлены скромными наличниками с уширениями в верхней и нижней части, завершенными двускатными очельями с крестами в тимпанах. Особую выразительность фасадам придают навесы крылец на фигурных столбиках с украшенными резьбой фронтонами.

В интерьере центральное помещение раскрыто широкими проемами в алтарь, боковые рукава и трапезную. Дьяконник и жертвенник сообщаются боковыми проходами только с алтарем. Внутреннее убранство относится в основном к 20 веку.]
Церковь Варвары, с. Туросна

tour025.jpg

В архивном документе "Описание Варваринской церкви Новозыбковского уезда села Туросна по штату шестого класса за 1869 год" говорится: "Построена в 1788 году старанием помещика П.И.Бороздны, в 1805 году достраивалась а в 1853 обновлялась иждевением действительного статского советника В.П.Бороздны со пристройкой новой колокольни. Зданием деревянна, на кирпичном фундаменте с такой же колокольней".Последний священник храма, о.Федор Лебедев, в 1937 году был арестован, осужден по ст.58-10 ч.1 и 58-11 УК РСФСР и приговорен к 10 годам ИТЛ. Вскоре после закрытия церкви она начала разграбляться и разрушаться. В последнее время использовалась как склад удобрений и ядохимикатов. Сейчас находится в практически разрушенном состоянии.

Церковь Троицы Живоначальной, с. Горчаки (Медведово)


tour026.jpg

tour027.jpg

Деревянный храм расположен в центре села, на краю оврага. Возведен в 1847 году вместо прежнего, известного с 1770 года. В начале XX века выстроен заново. В 1930-е годы закрыт, были разобраны завершение храма и верхние ярусы колокольни, искажена планировка. Первоначально в храме устроили клуб, потом зерносклад. В конце 1980-х годов сильно обветшавшее здание храма возвращено Русской Православной Церкви, проведены ремонтно-восстановительные работы, сооружена глава, построена звонница. В 1989 году возобновилось Богослужение.

Здание, поставленное на кирпичный цоколь, рублено из бревен без остатка и обшито тесом, поздняя кровля вальмовая. Принадлежит к распространенному в период эклектики на Брянщине типу деревянных храмов с традиционной крестообразной в плане композицией. Основная прямоугольная в плане часть церкви имеет по сторонам смещенные к западу боковые рукава и вытянутую по продольной оси пятигранную апсиду с небольшими пониженными прирубами жертвенника и дьяконника. К квадратной в плане трапезной примыкает поперечно ориентированная и несколько уширенная паперть, над которой прежде возвышалась колокольня. К числу местных особенностей относится расположение боковых входов в храм на западных фасадах рукавов, что вместе с основным входом через паперть создает тройную композицию крылец. От их первоначальных навесов со столбиками и фронтонами сохранился только один - у паперти. В отличие от традиционного размещения проемов, боковые фасады храма имеют по одному широкому трехчастному окну; на фасадах трапезной - по два близко поставленных окна. Подоконный уровень отделен узким пояском и обшит вертикально тесом с нащельными рейками, остальные части стен имеют горизонтальную обшивку. Все окна - с лучковыми перемычками и заключены в рамочные наличники со щипцовыми и прямыми сандриками, украшенными подзорами с пропильной резьбой. Перестроенный интерьер церкви раскрыт от паперти до восточной стены алтаря.

Церковь Николая Чудотворца
(с. Смолевичи)
tour028.jpg

Церковь Николая Чудотворца расположена в центре села на возвышении. Построена в 1858 г. на месте прежней, деревянной, на средства помещиков И.П. и Н.П. Бороздна. К настояему времени утратила завершение и кровли. Стены кирпичные, оштукатуренные. Характерный для начального периода эклектики храм в духе романтического подражания средневековому зодчеству.

Внешний облик церкви довольно своеобразен. Прямоугольный в плане, вытянутый по продольной оси объем с широкими и короткими боковыми рукавами-ризалитами прежде венчала в центре купольная кровля с главой. Торцы основного объема и рукавов завершены необычными крутыми щипцами. Обработка большинства фасадных плоскостей с карнизом небольшого выноса выполнена в виде слегка западающих филенок с закругленными верхними углами. В центре каждой филенки расположено небольшое арочное окно с архивольтом на кронштейнах. Острый силуэт щипцов подчеркнут вторящей ему ступенчатой линией в завершении плоскости стены с контррельефными крестами в тимпанах. Западный и боковые порталы расположены в глубоких нишах выступов, завершенных килевидными архивольтами. Над проемами порталов круглые киоты.

В интерьере перекрытая сомкнутым сводом центральная часть объединена с остальными, имеющими коробовые своды с распалубками. Особенно интересен алтарь с тремя крупными ланцетовидными распалубками над окнами. От первоначальной росписи сохранились лишь фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в.: фигуры четырех евангелистов на своде.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с. Коржовка-Голубовка

Первый храм в селе Коржовка - Голубовка сгорел вследствии пожара в деревне в конце 19 века. Вскоре была построена новая просторная деревянная церковь. В 1938году храм был закрыт для богослужений. Пошел в ход вандализм: разбивали иконы, колокола, сжигали книги, Здание оборудовали под клуб. В 1942 году богослужения возобновились. Так было до 1947 года. В этот год председатель исполкома сельского Совета ультимативно предложил церковному совету зарегистрировать церковь в райисполкоме, но члены совета отказались от регистрации, в чем и расписались. Сразу же здание храма отдали колхозу под склад, а в 1951 году устроили в нем клуб. Позже здание разрушили и переделали под склад под зерно, которое разрушилось, и было разобрано.

tour029.jpg
tour030.jpg

И только в 1992 году содействием Клинцовского райисполкома и Коржово - Голубовского сельсовета в начале сентября было отдано старое здание почтового отделения для совершения служб. Был проведен в здании ремонт и 4 декабря 1993 года в праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы, священником отцом Александром Быконей, была совершена первая церковная служба.



Иван Петрович Бороздна – поэт пушкинской поры

(1804 – 1858 гг.)


Иван Петрович Бороздна – талантливейший и образованнейший человек, живший на земле Клинцовской. Он чувствовал себя сыном единого русского народа и был удивительным русским поэтом и настоящим русским патриотом.

Происходил Иван Петрович из русского дворянского рода Бороздны. Его отец был внуком генерального бунчужного Войска его царского пресветлого Величества Запорожского и официально стал российским дворянином по Указу от 3 мая 1783 года. Его брат, Николай Петрович Бороздна был смоленским губернатором.
Детство провёл в имении отца (с. Медвёдово Стародубского уезда Черниговской губернии, ныне Клинцовского района Брянской области). Образование получил в Благородном пансионе при Московском университете в 1819—1823 годах. Под влиянием своих педагогов, А. Ф. Мерзлякова и И. И. Давыдова, занялся переводами. Он переводил древнеримских (с латыни), французских, швейцарских (немецкоговорящих), английских и шотландских (англоязычных) поэтов. Некоторых англоязычных авторов Бороздна переводил с их переводов на французский. Написание самых ранних из них относится к 1821 году. С 1823 года после поселения в Медыёдово он публиковал свои переводы в журналах Москвы («Вестник Европы», «Московский телеграф») и Петербурга («Литературные листки», «Сын Отечества», «Соревнователь», «Славянин»), в газетах «Новости литературы», "Литературные прибавления к «Русскому инвалиду».
Имя Бороздны заняло достойное место среди 74 поэтов-переводчиков в академической антологии, подготовленной В. Э. Вацуро и посвящённой французским элегиям на русской почве; в антологию было включено 12 переводов Бороздны из Н. Жильбера, Э. Парни, Ш. Мильвуа и А. Ламартина.
В 1828 году С. Т. Аксаковым было дано цензурное разрешение на печатание сборника «Опыты в стихах» (Москва, 1828); 15 марта 1829 года Бороздну приняли в действительные присутствующие члены Общества любителей российской словесности. Фактически вслед за выходом «Опытов в стихах» Бороздна опубликовал (1829) только один перевод, отрывок из поэмы Ламартина «Смерть Сократа». Вслед за этим последовали болезнь и смерть его жены и тяжёлый душевный кризис. Лишь во второй половине 1830 года начал он писать, но это были уже оригинальные стихотворения, из которых был составлен второй сборник — «Лира» (Москва. 1834). Затем были опубликованы «Поэтические очерки Украйны и Крыма», «Письма в стихах» (Москва, 1837), «Лучи в тени» (Москва, 1848) . В прозе им было написано малороссийское предание «Золотая Гора».

Умер И.П. Бороздна в 1858 году в с. Медведово, где провел последние годы жизни.

Останки надмогильного памятника известному поэту первой половины XIX века и приятелю Пушкина недавно были обнаружены в селе Медведово Клинцовского района местными жителями.
Как выяснилось, поэт был погребён у стен не сохранившейся до наших дней церкви Успения Пресвятой Богородицы, возведённой на средства его отца. Районные власти восстановили захоронение.

tour031.jpg

И.П. Бороздна

tour032.jpg

Герб рода Борозднов


tour033.jpg

Так выглядит захоронение  семьи И.П. Бороздны сегодня.


tour034.jpg

Могила отца поэта Петра Ивановича


tour035.jpg

Могила матери поэта Екатерины Григорьевны


tour036.jpg

Могила любимой жены Надежды Львовны


tour037.jpg

Стихи на надгробном камне:

Тебе, подруга незабвенная,

Со мной так рано разлученная,

Тебе сей памятник простой!

Шесть лет был счастлив я с тобой.

Так пусть твои останки бреные

Почиют мирно орошенные

Моей горячею слезой.

А ты из горного селения,

Порою взор к земле склоня,

Ниспосылай благословения

На одинокого меня …

tour038.jpg

Памятник на могиле поэта.


tour039.jpg

Этот мемориальный памятник был заказан

и возведен на средства колхоза «Прогресс».

Я оставляю край блаженный,

Свой край, всегда любимый мой,

Где горечью не возмущенный

И не тревожим суетой-

Я жил в объятиях свободы!

Прости же, поля и воды,

Прости, о сельский друга кров!…