Культура и образование / Отдел образования / Годовой отчет  

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ отдела образования администрации Клинцовского района за 2012-2013 учебный год

30.07.2013

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ отдела образования администрации Клинцовского района за 2012-2013 учебный год

Скачать файл

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

отдела образования администрации Клинцовского района

за 2012-2013 учебный год

В 2012-2013 учебном году педколлективы 12 средних, 4 основных и 1 начальной общеобразовательных учреждений организовывали воспитательный процесс с 1583 учащимися, реализуя следующие задачи: повышение качества воспитания школьников через внедрение в учебно - воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий и использование личностно- ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Планирование и организация воспитательного процесса осуществляется на основе программы развития воспитательной деятельности района, КЦП образовательных учреждений в соответствии с основными нормативными документами.

Используя технологию управления по конечным результатам профессора Третьякова, педагоги района главной целью службы воспитания определили создание условий, способствующих развитию личности ученика, позволяющих обеспечить возможность его духовно-нравственного становления, готовности к жизненному самоопределению.

Реализации данной цели способствуют задачи, над выполнением которых педколлектив района работал в течение 2012-2013 учебного года:

· воспитание общечеловеческих и национально культурных ценностей;

· повышение эффективности работы по воспитанию гражданина и патриота России через изучение её правовой и государственной системы, символики, истории, жизни и деятельности выдающихся личностей, подвига народа в Великой Отечественной войне, создание и развитие школьных музеев;

· обновление содержания работы по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав;

· развитие системы дополнительного образования, усиление ее воспитательной функции;

· совершенствование педсопровождения детской самодеятельной организации, школьного самоуправления;

· работать над усилением роли семьи в процессе воспитания через обновление и систематизацию форм взаимодействия семьи и школы, оказанием психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей.

Решение всех вышеперечисленных задач должно способствовать развитию воспитательной системы района, которая складывалась на протяжении нескольких лет. В ее основе – совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям.

С целью решения данных задач отдел образования определил следующие направления служб воспитательной работы:

· Тематико-патриотическое;

· Психолого-диагностическое;

· Научно-методическое;

· Организационно-педагогическое;

· Внеурочно-воспитывающее.

Основываясь на предшествующем опыте и диагностических данных, одним из основных акцентов в реализации поставленных задач является стремление отдела образования представить работу школ как целостную систему.

Совершенствование научно-теоретической и методической подготовки педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность, происходит через постоянно действующие семинары на базе школ; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по вопросам воспитания; индивидуальные консультации на базе методкабинета; самообразование педагогов. Тематика теоретических и практических семинаров, районных методических объединений заместителей директоров по учебно-воспитательной (основные школы) и воспитательной (средние школы) работе, старших вожатых, определялась согласно проблеме, над которой работает район «Повышение качества образования и воспитания школьников через внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий и использование личностно ориентированного подхода».

Декабрь Межведомственный семинар «Скажем наркотикам NET»

Март «Профилактика правонарушений в образовательных учреждениях Клинцовского района»

Май (Малый зал) Подведение итогов работы за 2012/2013 уч.год.

Школа юного корреспондента (совместно с корреспондентом газеты «Труд»)

(Сентябрь, апрель)

Одно из направлений работы методической службы – повышение профессионального уровня в управлении воспитательной деятельностью зам.директоров по воспитательной работе. Отделом образования проводится работа по отслеживанию совершенствования системы внутришкольного контроля воспитательного процесса. Положительный опыт работы по данному направлению имеют зам.директора по воспитательной работе Первомайской, Лопатенской, Чемерновской, Гулевской, Мартьяновской, Киваевской школ. Мы неоднократно проводили консультации с заместителями директоров по ВР, но отчеты по ведению внутришкольного контроля некоторых зам.директоров по воспитательной работе не соответствуют предъявляемым требованиям. Необходимо:

— не путать управленческую деятельность зам. директора по ВР с организацией внутришкольного контроля;

- отслеживать воспитательную эффективность не только классных часов, общешкольных мероприятий, но и уроков, занятий кружков;

— расширить спектр объекта контроля, углубить его тематику (не сводить к проверке за ведением тетрадей и дневников);

— не подменять анализ констатацией фактов, перечислением мероприятий;

— обсуждать итоги контроля на совещаниях, педсоветах, заседаниях МО;

— писать по итогам контроля аналитические справки, на их основе проекты приказов;

- отмечать в приказах не только отрицательные стороны, но и положительный опыт работы учителя.

В общеобразовательных учреждениях района сложилась определенная система методической работы: педагогический совет, методический совет, инструктивно-методические совещания при зам.директоре по воспитательной работе, работа МО классных руководителей, индивидуально-групповая работа с классными руководителями, зам.директора по воспитательной работе, семинары и т.д. Учёба классных руководителей района осуществляется на базе каждой школы через работу методического объединения классных руководителей. Задачи работы объединения в основном определяются согласно проблеме, над которой работает школа района. Ведущие среди них были: «Организация работы с «трудными» детьми», «Формирование гражданских и патриотических качеств личности», «Технология развития и саморазвития личностных качеств ребенка «Методика организации и проведения личностно-ориентированных КТД, классного часа», «Формы взаимодействия семьи и школы» и др. Но иногда задача МО формулируется обобщенно, не определяют направление работы секции классных руководителей. Хочется отметить новшество в воспитательной работе Лопатенской, Мартьяновской, Первомайской, Смолевичской, Ущерпской школ, которое способствовало повышению эффективности воспитательного процесса: отчётный концерт в конце учебного года для жителей села.

Особое внимание классные руководители уделяли инициативности школьников, самостоятельности в принимаемых решениях, использовали различные формы работы, чтобы раскрыть творческие способности детей, развивать мотивацию к учению, стремление к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни.

Хочется отметить и аналитико-прогностическую деятельность классных руководителей. Очевидно, эта функция требует владения методиками изучения и анализа уровня воспитанности учащихся.

Без изучения уровня воспитанности школьников невозможно конкретизировать цели воспитания, осуществлять индивидуальный подход, преодолеть формализм в воспитательной работе. При постоянном изучении ребят кл. руководитель имеет возможность соотнести промежуточные результаты с первоначально зафиксированными и предвидеть более отдалённый результат свое работы.

Но, к сожалению, не во всех школах воспользовались методическими рекомендациями МБУ - КЦ. В ряде школ до сих пор нет единой формы планирования, не всеми классными руководителями учитывается степень участия учеников в классных, общешкольных мероприятиях. Задачи классных руководителей на определенный тематический период не находят отражения в формах работы. Не всеми классными руководителями планируется индивидуальная работа с одаренными детьми, детьми «группы риска», требующими повышенного педагогического внимания. Часть учителей подходит к составлению плана формально, ограничиваясь перечнем внеучебных дел и участие класса в общешкольных делах. Необходимо дополнить работу МО классных руководителей изучением, обобщением и распространением лучшего опыта работы.

В данных школах классными руководителями на протяжении нескольких лет отслеживается изменения уровня воспитанности учащихся, фиксируется отношение к учебе; познавательная активность, ведущие интересы и склонности, волевые качества, эстетическое культурное развитие, мотивы поведения, дисциплины, взаимоотношения со сверстниками, воспитывающее влияние семьи и др. факторы, т.е. ведется карта развития ребенка.

Формы работы и классные и общешкольные с учащимися среднего и старшего звена отмечаются разнообразием: здесь не только традиционные классные часы, тематические беседы, но и классный час-шоу, ток-шоу, классные огоньки, театрализованные представления, обсуждение видеофильмов, творческие недели, акции, конкурсы, викторины. Активность участия класса в общешкольных мероприятиях отслеживается, отражается на школьных стендах.

Сделать жизнь школы интересной и содержательной стремятся учителя Душкинской, Смотровобудской, Медведовской, Чемерновской, Коржовоголубовской, Лопатенской, Мартьяновской, Киваёвской, Ольховской, Ущерпской, Вьюнковской школ. Здесь можно встретить такие формы работы как: заочные экскурсии, путешествия, викторины, игры-конкурсы, проведения акций, операций, походы, встречи с интересными людьми.

Безусловно, содержание воспитательной работы в современной школе требует обновления, внедрения таких форм работы, где создаются условия для самореализации ученика, его развития.

С целью решения данной проблемы был проведен ряд семинаров зам. директора по ВР, старших вожатых в течение прошедшего учебного года.

При организации воспитательной работы образовательные учреждения района используют методические рекомендации по становлению системы воспитательной работы в школах, разработанные районным отделом образования. При организации игровой познавательной деятельности, досуга старшеклассников предложены такие формы работы как игровые, познавательные, библиотечные, спортивные часы, уроки нравственности, тематические вечера и т.д. В школах района при проведении мероприятий применяется методика КТД (Смолевичской, Душкинская, Смотровобудская, Оболёшевская, Малотопальская, Коржовоголубовская, Чемерновская, Первомайская, Лопатенская и др. школы). Данная система позволяет расширить возможности демократизации управления коллективом.

Воспитательный процесс в школах строится на основах диагностики. Традиционно проводится диагностика уровня воспитанности учащихся. Но порой она проводится формально. В школах района активно используются методику Царевой. Во всех школах проводятся микроисследования, анкетирование учащихся, родителей, учителей, социометрия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ

УЧАЩИХСЯ РАЙОНА

оптимальный




допустимый




низкий




2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012 - 2013

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012 - 2013

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012 - 2013

40%

42%

45%

45,3%

44.8

%

44,7

%

44,6%

48%

48%

46%

46%

46,4

46,5

48%

12%

10%

9%

8,7%

8,8

%

8,8

%

7,4%

Из данной таблицы видно, что учащиеся стремятся к наличию устойчивого и положительного поведения, организации деятельности. Но ещё 7,4 % уч-ся района имеют низкий уровень воспитанности. Поэтому классным руководителям необходимо совершенствовать работу по повышению уровня воспитанности уч-ся через индивидуальную работу, внеклассные мероприятия, учебную деятельность, работу с родителями.

Проводится диагностика в большинстве школ района (18) количественно-качественного уровня проведенных воспитательных мероприятий. Средние показатели говорят о том, что основная часть мероприятий проводится при активном участии ребят.

Но активность падает от среднего звена учащихся к старшему. В Первомайской, Лопатенской, Рожновской, Душкинской, Коржовоголубовской, Рожновской, Гулёвской, Ольховской, Киваёвской, Чемерновской, Смотровобудской, Великотопальской, Гулевской.Туроснянской, Мартьяновской школах изучается удовлетворенность родителей и учащихся работой классных руководителей, школы, изучается уровень развития учащихся. В вышеуказанных школах диагностика результатов воспитательной работы поставлена на высокий уровень. Пакет диагностик по отслеживанию эффективности воспитательного процесса подбирается каждой из школ индивидуально, согласно воспитательной концепции школы, разработанной модели выпускника. На основании анализа результатов диагностики вносятся коррективы в воспитательный процесс.

Совершенствование системы отслеживания результативности воспитательного процесса, освоение современных воспитательных методик - одна из первоочередных задач, над решением которых в течение учебного года будут работать зам.директора по воспитательной работе, классные руководители.

Целенаправленная работа зам.директоров по воспитательной работе, классных руководителей, руководство самообразованием педагогов сыграли положительную роль в воспитательном процессе Гулёвской, Коржовоголубовской, Киваёвской, Чемерновской, Мартьяновской, Медведовской, Душкинской, Лопатенской школ.

Организация жизнедеятельности этих школ направлена на развитие творческих способностей учащихся, строится из позиции педагогики всеобщей заботы. Результаты – активное участие школ в районных областных конкурсах, смотрах, акциях, наибольшее число победителей – ученики из перечисленных школ.

Организация жизнедеятельности воспитанников района строится согласно программе развития воспитания по следующим направлениям:

1. «Сердцу милый край» (изучение истории культуры родного края).

2. «Долгожитель» (освоение навыков здорового образа жизни; осознание того, что долголетие закладывается в детстве).

3. «Я – Гражданин» (коррекция процессов социализации, освоение навыков самоуправления).

4. «В страну знаний» (педагогическое сопровождение и поддержка учебно-познавательного процесса).

5. «Труд – основа жизни» (формирование понимания того, что труд – основа всей жизни, трудом созданы все материальные и духовные блага; овладение базовыми трудовыми навыками).

6. «Колыбель талантов» (развитие способностей, поддержка одаренных детей, обеспечение процесса самоопределения воспитанников).

7. «Голубая планета» (развитие экологического мышления, формирование у ребенка осознания себя как частицы целостного мира).

8. «Забота» (деятельность по милосердию).

Организуя жизнедеятельность учащихся по вышеперечисленным направлениям, образовательные учреждения сделали акцент на изучение истории и культуры родного края, воспитание патриотизма, гражданственности, развитие способностей учащихся через традиционные формы работы и внедрение новых форм по данному направлению. Прежде всего, это целенаправленная работа по формированию уважения к символам нашей Родины – флагу, гимну, гербу. Такие мероприятия, как классные часы, посвящённые государственной символике, Дню космонавтики и другим государственным праздникам, мероприятия ко Дню матери и дню семьи, изучение на уроках граждановедения и закрепление во внеурочных мероприятиях Конвенции о правах ребёнка и законов были направлены на воспитание гражданина и патриота России. Работа по этому направлению в школах района ведется по отдельному плану. Создаются методические копилки сценариев классных и общешкольных мероприятий.

Проводятся исследовательские работы учащихся. Во всех общеобразовательных учреждениях района созданы уголки символики России. На торжественных линейках исполняется гимн России и Клинцовского района, задействуются государственные символы и символы Брянской области.

Большая работа по изучению и популяризации государственной символики проводится школьными детскими организациями. Отмечен положительный опыт работы по этому направлению детских организаций Ольховской, Лопатенской, Коржовоголубовской, Смотровобудской, Мартьяновской, Душкинской, Первомайской, Смолевичской, Чемерновской, Гулевской, Киваёвской, Великотопальской школ.

Регулярно проводится опрос учащихся на знание государственных символов, символов Брянской области, 90% из опрошенных показали хорошее знание гимна, историю герба, флага России и Брянской области. Необходимо продолжать работу по изучению и популяризации не только государственной символики, но и символов города Клинцы и Клинцовского района.

Новой традицией в воспитательной работе по нравственно-патриотическому воспитанию стало проведение недели «Моя семья» с конкурсами сочинений, рисунков, фотографий, родословных, семейными спортивными соревнованиями, фольклорными праздниками, выставками семейного творчества. С целью воспитания уважения к старшему поколению, изучения национальных традиций, активного привлечения семьи к жизни школы предполагается подобные творческие недели сделать традиционными. В период с 15 августа по 15 сентября 2012 года на территории Клинцовского района прошла благотворительная акция «Семья-семье», направленная на оказание помощи детям из малообеспеченных, многодетных семей, в подготовке к новому учебному году. В акции приняли участие 18 школы района ( 12 средних, 4 основных, 1 начальная). Всего в акции приняли участие 1500 человек. Входе акции был организован сбор информации о детях из многодетных и малообеспеченных семей, нуждающихся в помощи. В Клинцовском районе 262 многодетная семьи, 389детей посещают образовательные учреждения Клинцовского района.

215 семьям была оказана помощь ввиде:

· верхней одежды (в.т.ч. трикотажная и спортивная): куртки, брюки, свитера, кофты, блузки и пальто, головные уборы (кроме меховых)

· обувь новая и бывшая в употреблении.

· спортивный инвентарь, игры, пластмассовые игрушки.

· сумки, рюкзаки, ранцы.

· канцелярские товары, книги, учебники

· собрано более 10 000 рублей

214 семьям оказана адресная помощь. Социальными педагогами была проведена работа по оказанию помощи в оформлении документов на получение единовременного детского пособия на школьников к началу нового учебного года. Администрацией поселения, работниками ОУ, сотрудниками ДК, полицейскими еженедельно проводятся рейды в места массового скопления молодежи. Посещено 128 неблагополучных семей. Совместно с представителями отдела по делам семьи, охране материнства и детства, демографии, опеки и попечительства посещено 22 семьи под опекой и попечительством и 6 приемных семей. Психологи Центра ПМСС проводят занятия с приемными родителями (по отдельному графику). Проведено более 205 родительских собраний «Роль семейных традиций в воспитании детей», «Опыт, проблемы и перспективы семейного воспитания».

300 классных часов «Моя дружная семья», «Семейные праздники», «Семейные традиции и обычаи».В Чемерновской СОШ ежегодно проходит акция «Милосердие», где учащиеся школы оказывают материальную помощь воспитанникам социального приюта ввиде книг, канцелярских товаров и игрушек. В Вьюнковской школе с успехом прошла акция «Подари игрушку детям», в ходе которой 6 многодетных семей получили новые игрушки. В Душкинской школе состоялась «Ярмарка книг». Родители Киваевской СОШ оказали помощь многодетным и малоимущим семьям ввиде сельскохозяйственной продукции. Организовали совместный выезд родителей и учителей на сбор грибов.

Продолжается работа по возрождению школьных музеев. Здесь по-прежнему существует проблема оплаты труда руководителей музея, выделения средств на содержание музея. Известно, что краеведческая работа в школе держится на энтузиазме учителя, и средства на оформление музейных экспозиций не выделяются. До сих пор под вопросом остается создание районной премии за успехи в патриотическом воспитании, о которой говорится в районной программе патриотического воспитания граждан Клинцовского района. Но несмотря на трудности количество музейных комнат выросло (2 музея и12 муз.ком. в 2012 – 2013у г.,). Увеличилось число учащихся, занятых краеведческой работой. Учащиеся Киваёвской, Мартьяновской, Смотровобудской школ ведут активную деятельность по розыску безвести пропавших в годы Вов. жителей своего села. так в 2013 у.г. стала известна судьба 2 погибших солдат из села мартьяновска и Смотрова Буда. Учащиеся из Коржовоголубовской школы стали дипломантами областного конкурса учащихся образовательных учреждений по школьному краеведению.

В целях привлечения учащихся образовательных учреждений района к активному участию в общественной жизни, формирования гражданской активной позиции и в соответствии с календарем массовых мероприятий ОУ на 20012-2013 учебный год в январе-марте 2013г. в ОУ района прошла акция «Я – гражданин России».

В XIII Всероссийской акции «Я - гражданин России» приняли участие 12 образовательных учреждений Клинцовского района. Районный финал акции состоялся 14- 15 марта 2013 года в виде устной презентации. Применение компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием и интерактивной доской, способствовало более яркому и содержательному представлению социальных проектов.

В акции приняли участие 42 учащихся и 12 руководителей, из 12 образовательных учреждений. В процессе презентации участники предоставили возможность сверстникам, жюри и гостям познакомиться с интересными примерами гражданских инициатив в четырех номинациях:

  • социальные проблемы;
  • молодежная проблематика;
  • «Здоровый образ жизни»;
  • «Память сердца».

В номинации «Память сердца» были представлены проекты: Мартьяновской СОШ «Вспомним всех поименно», Смоторовобудской СОШ «Голос памяти», Киваёвской СОШ «К подвигу героев сердцем поклонись», Гулёвской СОШ «Живи и помни», Медвёдовской СОШ «О людях, памяти доброй достойных», Вьюнковская ООШ «Наши земляки – гордость деревни Вьюнка».

В номинации «Социальные проблемы» проекты: Первомайской СОШ «Твори добро», Туроснянской ООШ «Динамика естественного движения населения в селе Туросна».

Совершенствованию уклада школьной жизни, формированию здорового образа жизни учащихся были посвящены проекты: Лопатенской СОШ «Герой нашего времени», Рожновской ООШ «Мы – за здоровый образ жизни», Смолевичской СОШ «Курение табака – вредная привычка», Чемерновской СОШ «Правильная осанка – залог твоего здоровья».

Было отмечено, что проблемы представленных проектов социально значимы, учащимися проделана определенная работа по их решению, но вместе с тем портфолио не всех проектов соответствует требованиям положения (не всегда обосновывается выбор темы, анализируется информация по теме, не представлена четкая программа действий, результаты ее реализации, отсутствуют материалы, отражающие сотрудничество с властными структурами). Было принято решение организовать обучающий семинар в октябре 2013 г. Победители Акции «Я- гражданин России» , учащиеся Мартьяновской СОШ, награждены путёвками в оздоровительный лагерь на профильную смену

Социальное проектирование – одна из форм работы образовательного курса «Мой выбор». Данный курс является серьезным вкладом становления гражданского образования, воспитания граждан, уважающих закон и общество, активных и инициативных, умеющих самостоятельно принимать решения и быть готовыми нести ответственность за свой выбор. В учебно-воспитательный процесс школы активно внедряют курс «Мой выбор». Методы и организационные формы воспитания учащихся программы «Мой выбор» используются в воспитательной работе зам. дир. по ВР, старшими вожатыми, классными руководителями. Предпочтение в выборе методов воспитания отдается активным и интерактивным.

Развитию творческих способностей учащихся, формированию эстетических наклонностей на основе выдающихся достижений русской истории и культуры, выявлению и поддержки юных дарований способствуют их участие в конкурсах, смотрах. Следует отметить рост участия и его результативность за последние 5 лет развитию и совершенствованию работы коллективов художественного творчества, нравственного и эстетического воспитания учащихся, сохранению и развитию национальной культуры способствовал районный общежанровый смотр художественной самодеятельности «Я вхожу в мир искусств», который состоялся 9-12 апреля 2013 года на базе

В целях развития и совершенствования работы коллективов художественного творчест года на базе Смотровобудского ПДК и Первомайской школы прошел районный смотр самодеятельного творчества среди учащихся и преподавателей учреждений образования Клинцовского района.

В смотре приняли участие 13 образовательных учреждений Клинцовского района. В конкурсе приняли участие солисты, дуэты, вокальные ансамбли, танцевальные группы. Жюри отметило высокий уровень исполнительского мастерства учащихся Киваевской, Мартьяновской, Первомайской, Гулёвской, Медвёдовской, Первомайской школ;

разножанровость программы выступления учащихся Рожновской, Туроснянской, Великотопальской, Коржовоголубовской, Чемерновской, школ.

Вырос уровень мастерства исполнителей Смолевичской, Вьюнковской школ. В 2013 году 5 коллективов из Клинцовского района стали лауреатами областного конкурса.

Формированию качеств личности, способности к самопроявлению, саморазвитию, самореализации содействуют районные детские общественные организаций.

Деятельность организаций строится на принципах добровольности, взаимопонимания и сотрудничестве детей и взрослых. Объединения школьников находят помощь и поддержку со стороны муниципальных властей, педагогов. Приоритетными направлениями деятельности являются нравственно-патриотическое, историко-краеведческое, трудовое и экологическое.

На протяжении семи лет действует районная детская организация «Юная Россия».

Ее цель - воспитывать детей и подростков настоящими гражданами своего Отечества, знающими и уважающими его историю, культуру и традиции через решение следующих задач:

1.Расширение реальных прав и полномочий органов самоуправления детских организаций.

2.Укрепление авторитета детских организаций в школах.

3.Воспитание истинных патриотов своего Отечества через изучение истории села, школы, семьи; активизация краеведческой работы в детских организациях.

4.Продолжение работы по изучению Государственной символики, Брянской области, Клинцовского р-на.

5.Создание экологических десантов и знамённых групп в детских организациях.

Старшие вожатые школ района в этом учебном году продолжали работу по воспитанию самостоятельности у детей и подростков, по сплочению детских коллективов, расширили работу Школы актива, работу по гражданскому воспитанию. При проведении мероприятий шире стали использовать новые формы работы: деловые игры, ролевые игры, тренинги, круговые беседы, дискуссии, встреча поколений, творческое проектирование, аукционы и другие.

Также вожатые учили детей самостоятельно планировать, анализировать проводимые дела, старались заинтересовать детей, учили преодолевать трудности, находить и исправлять ошибки в своей работе.

Численность в детских организациях школ Клинцовского района составляет 1546 чел 97,6%. Во многих детских организациях численность детей достигает 100% от общего количества школьников. Активность ребят в детской организации увеличилась с 70% до 72,5%. Ежегодно в начале и в конце учебного года старшие вожатые проводят диагностику уровня самоуправления в классных коллективах. В целом по району наблюдается стабильный на протяжении двух лет средний уровень самоуправления (92%).

В своих анализах старшие вожатые отмечают, что ребята становятся более самостоятельными и организованными. Активизировалась работа Школы актива. Также вожатые учили детей самостоятельно планировать, анализировать проводимые дела. Большое внимание вожатые уделяют самообразованию.

В целях популяризации детского общественного движения, реализации районной программы поддержки детских общественных организаций, районной патриотической программы 18 мая 2013г.состоялся фестиваль «Планета детства» на базе Коржовоголубовской СОШ. В нём приняли участие делегации из 18 образовательных учреждений района.

Лидер районной детской организации Симоненко В., отметила, хорошую работу лидеров детских организаций, а также волонтеров поблагодарив их за активное участие в акции «Ветеран живет рядом».

Начальник отдела образования администрации Клинцовского района Максименко Л.И. наградила грамотами самых активных участников детских общественных организаций в 2012 – 2013 у.г.

Организаторы фестиваля подготовили для ребят интересные и зрелищные конкурсные мероприятия. Праздник закончился огромным пионерским костром.

. В большинстве школ идет замена детских организаций школьным самоуправлением. Педсопровождение ученического самоуправления в районе также требует совершенствования. С целью решения этой проблемы был проведен ряд методических семинаров для зам.директоров по воспитательной работе и старших вожатых. В целях воспитания у молодёжи чувства патриотизма и гордости за свою страну; содействия формированию молодёжной культуры, повышению образовательного, интеллектуального и профессионального уровня молодёжи; формирования и создания условий для всестороннего полного развития и воспитания человека и гражданина, удовлетворение его прав на объединение было создано местное отделение БРО ВОО «Молодая гвардия Единой России», членами которого стали 110 учащихся школ района. На протяжении нескольких лет учащиеся школ принимают участие в областном конкурсе «Лидер», а также принимают участие в работе областной смены актива детских организаций и старшеклассников.

Исходя из вышеизложенного, учитывая потребности учащихся и их родителей, необходимость развития воспитательной системы школ района, в 2013-2014 учебном году педагогическому коллективу района необходимо продолжить работу по решению следующих задач:

· создавать действенную эффективную воспитательную систему в школах района на основе единства диагностики и результатов деятельности, уровня развития коллектива учителей, ученического самоуправления, дополнительного образования и социальной среды;

· повышать эффективность работы по воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека через становление воспитательной системы в школах района, использование новых воспитательных педтехнологий, использование активных, интерактивных форм работы;

· совершенствовать работу по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав;

· усилить воспитательную функцию системы дополнительного образования;

· развивать школьное самоуправление через совершенствование ее структуры и педсопровождения;

· работать над усилением роли семьи в процессе воспитания через обновление и систематизацию форм взаимодействия семьи и школы, оказанием психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей;

· продолжить работу по созданию условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний;

· воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь желаемых результатов. Поэтому в воспитательной системе школ района работа с родителями занимает одно из ведущих мест. Она не ограничивается традиционными формами работы. Школы стараются привлечь родителей к организации жизни и деятельности школы, вооружив их психолого-педагогическими знаниями. Работа с родителями занимала важное место в воспитательной системе школ района и ведётся по следующим направлениям:

-информационное (психолого-педагогический всеобуч родителей, лектории);

-оказание методической, педагогической, социальной помощи родителям.

Согласно разработанной районной программе «Семья», в школах района были составлены планы мероприятий по её реализации. В период с 1 января по 31 марта 2013г. была проведена межведомственная акция «Семья»

Основными задачами акции являлись:

  1. объединение усилий различных ведомств в работе с семьями,
  2. привлечение внимания общественности к проблемам семьи,
  3. дифференцированный подход в работе с различными категориями семей.

Мероприятия акции были направлены на:

— на укрепление института семьи;

· во всех образовательных учреждениях были организованы родительские собрания с тематикой «Роль семьи в воспитании моральных качеств личности»,

· проведен всеобуч для родителей: «Готовимся к школе», «Формирование самопознания и самовоспитания подростков. Руководство со стороны родителей» На общешкольные родительские собрания были приглашены представители православной церкви.

· в Медвёдовской школе очередной раз состоялась заседания клуба молодых родителей, где обсуждалась тема: «Как воспитать интерес к школе».

· проведены классные часы (213) основная тематика которых: «Моё место в семье», «Семейные обязанности» «Семья – это то, что с тобой всегда!».

· анкетирование родителей «Моя семья», «Общение в семье», приняло участие 54 родителей из Чемерновской школы.

· в феврале 2013 года на базе Мартьяновской школы состоялся диспут «Отец в воспитании ребёнка».

· более 87 концертных мероприятий, где приняло участие 1400 учащихся 98 семей. На баз Лопатенской школы проведён семейный вечер «Семейному кораблю – счастливого плавания».

· традиционным стало проведение фольклорных праздников. Так на базе Туроснянской школы прошел праздник «Коляда – Моляда», в Гулёвской, Ущерпской, Медвёдовской, Лопатенской школах «Проводы масленицы».

· классными руководителями регулярно проводятся лектории для родителей, которые направлены на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление воспитательного потенциала школы, а также привлечение родителей к воспитанию (325 консультаций)

· посещение на дому

— пропаганда здоровой и благополучной семьи с детьми;

· продолжает свою работу агитбригада Первомайской, Смотровобудской, Мартьяновской школ. Организованы выступления в образовательных учреждениях, социальных учреждениях и в санатории «Затишье».

· В Медвёдовской и Ущерпской состоялся спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». спортивные праздники с участием детей и родителей «Весёлые старты», «Русская зима», «Лыжня 2013». В марте соревнования по массовым видам спорта прошли в Мартьяновской, «Олимпийские надежды» в Лопатенской школах.

· в марте 2013 года в Гулёвской школе прошла выставка «Волшебство детских рук», в Рожновской школе выставка поделок родителей и детей «Золотые ручки»

· в Гулёвской. Вьюнковской, прошел конкурс сочинений на тему «Дела семейные»,

· состоялись выставки семейных газет и рисунков в Вьюнковской, Гулёвской. Ущерпской, Фотовыставка в Туроснянской школе.

— предупреждение детской безнадзорности;

· родительские собрания «Особенности подросткового возраста», «Компьютер в жизни школьника»

· организованы 68 встреч с сотрудниками ФАП и ПДН.

· согласно индивидуальному графику, педагогическими работниками совместно с родительским комитетом совершены 206 рейдов в места массового скопления подростков (кафе, клубы, ДК). Выявлено 8 фактов злоупотребления спиртными напитками несовершеннолетних.

· на общешкольном уровне достаточно организовано прошли мероприятия «Я –

гражданин России» приняли участие 204 учащихся.

Вся эта работа способствовала улучшению микроклимата в школах, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих школьных повседневных проблем. Но, несмотря на это, проблем в отношениях семьи и школы не становится меньше, растет число неблагополучных семей, социальное сиротство, увеличивается число детей «группы риска».

Методической службой отдела образования и Центром ПМСС разработаны критерии эффективности взаимодействия педагогов с родителями. Ими должны руководствоваться педколлективы в следующем учебном году:

в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее воспитания, уважительное отношение к коллективу;

в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как к личности и гордости за его достижения в саморазвитии.

В 18 школах разработана комплексно-целевая программа «Семья». Реализация данной программы позволит целенаправленно совершенствовать работу педколлективов школ с семьей. Методические рекомендации по совершенствованию работы в данном направлении, разработанные педагогами Киваевской, Душкинской, Ольховской, Мартьяновской, Ущерпской, Смотровобудской школ, используются в работе с родителями в школах района.

Дополнительное образование расширяет возможности школы и ее культурного пространства, способствует самоопределению школьников, включению их в различные виды творчества, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников. В нем наиболее полно реализуется личностно-ориентированная стратегия обучения и воспитания.

Система дополнительного образования (ДО) на базе школ района была представлена работой 132 кружков, в которых занимались и проходили обучение 1524 учащихся. (См. приложение).

Занятость учащихся в объединениях ДО по направлениям.

Направленность

деятельности кружка

(в соответствии с приказом

Минобразования РФ

от 03.05.2000г. №1276)

Количество

кружков в школе

В них детей

% охвата от

общего

контингента

детей

Кол-во

кружков в

ДОУ

В них детей

Научно – техническая

5

73

4.6%



Спортивно – техническая

-

-

-



Физкультурно – спортивная

24

391

24 %



Художественная

50

642

40,5%

2

11/2,1%

Туристко-краеведческая

4

61

3,8%



Эколого-биологическая

8

72

4,5%

2

30/5,8%

Военно – патриотическая

3

45

2,8%



Социально-педагогическая

3

30

1,8%



Культурологическая

19

168

10,6%



Естественнонаучная

24

215

13,5 %



Малое количество кружков по некоторым направлениям, а также их отсутствие объясняется нехваткой в школах учителей-специалистов, слабой материально-технической базой и недостаточным программно-методическим обеспечением.

Негативное влияние оказывал и такой факт, как отсутствие программ по многим направлениям кружковой работы. Основная часть педагогов ДО работала по календарно-тематическому планированию. Несмотря на трудности, в системе ДО школы творчески трудятся многие учителя-предметники. Результатами их работы являются победы учеников в районных, областных смотрах, конкурсах. Это учителя музыки: Монако Н.А., Трущенко А.Н., Мищенко С.А., Боглаева Е.Г., учителя русского языка и литературы:АфанасенкоВ.Е.,., Козина В.А., Епрынцева В.В.,учителя истории, ОБЖ: Капацкий А.А., Стороженко С.Е., Тюлин А.П., Погорелец В.А.; учителя ИЗО: Семенякин К.В., Грибанов А.И. и др. В системе единого воспитательно-образовательного пространства школ района работа по дополнительному образованию в 2012/2013 учебном году была направлена на выполнение задач по обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных способностей.

Проблемы системы ДО требуют более пристального внимания, как со стороны администрации школы, так и со стороны администрации района. До сих пор отсутствует учреждение (или центр) ДО, которое могло бы не только развивать творчество учащихся, но и оказывать квалифицированную методическую помощь педагогам ДО школ района. Существует проблема непрофессионализма ряда преподавателей, недостаточный уровень внутришкольного контроля.

Исходя из анализа работы за прошлый год, были поставлены следующие цели и задачи на 2013/2014 уч. год:

1.Активизировать участие детей в конкурсах, фестивалях и т.п. разного уровня.

2.Продолжить работу по совершенствованию взаимодействия основного и дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы, по совершенствованию программного обеспечения.

3.Вовлекать в творческую деятельность детей «группы риска».

4.Привлекать родителей к участию в работе кружков.

Профилактика безнадзорности и правонарушений – одно из приоритетных направлений деятельности отдела образования и образовательных учреждений района. Отделом образования и образовательными учреждениями Клинцовского района проводится следующая работа по профилактики правонарушений среди учащихся.

По данным инспекторов отделения по делам несовершеннолетних на учете в ПДН состояло:

в 2010 - 2011 состояло 11 учащихся, что составляет 0,6 % от общего количества учащихся .

в 2011 -2012 у.г. состояло 12 учащихся, что составляет 0,7 % от общего количества учащихся

2012 – 2013 г. состоит 18 учащихся, что составляет 1% составляетот общего количества учащихся. Рост преступности среди несовершеннолетнихза 2012у.г. составляет 30.%. Хотелось бы отметить, что преступления совершают на протяжении уже нескольких лет одни и те же учащиеся. Так за 2012г. учащимися школ совершено 3 преступления. 3 учащиеся являются учениками Великотопальской школы Коваленко Денис и Березовские Русла и Владислав. Они совершили кражу продуктов питания из магазина, а затеем из частного дома. Шалыгин Анатолий учащийся Ущерпской СОШ совершил кражу с автомашины.


тяжкие и особо

тяжкие преступления

Кражи

Употребление спиртных напитков

вандализм

2010

2011

1 изнасилование УПК 82,9

8

УПК 105, 170

190

2

1

2011

2012

-

9

3

-

2012

2013

-

3

Клевцова Екатерина 10.01.2013г.

-

В 2011-2012 у.г. на учете в образовательных учрежденияхв «группе риска» состояли 79 учащихся, что составляет 4% от общего количества учащихся Клинцовского района, это 35% меньше по сравнению с 2010-2011у.г. В 2012-2013 у.г. на учете состоит 70 человек, что составляет 4% от общего количества учащихся в районе. С января 2013г. количество учащихся «группы риска» составляет 72 человека.


Число обучающихся

Состоит

на учёте

в ПДН

«группа риска»

Состоит на

нутри-школьном учёте

Число семей,

где дети

находятся

в социально-

опасном положении

Состоит на

учёте в КДН

2010 -2011г.

1778

12

101

112

6,2%

74

23

2011 - 2012г.

1686

12

79

99

5,8%

54

18

2012 - 2013г.

1583

18

70

110

6,9%

74(неблагополучные семьи, чьи дети посещают только ДОУ)

16

Высока сплоченность криминально активных подростков. Многие преступления совершаются в группе. До сих пор особенно криминогенными остаются Вкеликотопальское, Медвёдовское, Рожновское, Лопатенксое поселение.

С 2010 года по настоящее время в Гулёвской, Смотровобудской, Вьюнковской, Чемерновской школах зарегистрировано малое количество учащихся состоящих на внутришкольном контроле. Учащиеся Гулёвской и Вьюнковской уже более пяти лет не состоят в КДН и ПДН.

С января по 20 февраля 2013 год в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Брянской области находитсяучащийся Смолевичской СОШ Шлык Даниил Владимирович. Согласно приказу департамента общего и профессионального образования Брянской области от 29.12. 2012г. № 2419 для него организовано заочное обучение несовершеннолетнего при помощи факсимильной связи, т.е. находясь в Центре Даниил продолжал обучение. Для Даниила, учителя – предметники составили план работы для самостоятельного изучения школьных предметов.

2012 год отмечен трагической смертью 2-х несовершеннолетних из Киваёвской и Ущерпской СОШ. Эти дети не состояли на внутришкольном учете и характеризовались только с положительной стороны. Психологами из Центра ПМСС посетили 10 образовательных учреждения Клинцовского района с диагностикой суицидального риска, изучения внутри – семейных взаимоотношений и изучения уровня базы одиночества, настроения подростков. С ребятами из «группы риска» проводились консультации. По итогам предоставлялись рекомендации для учителей и родителей. Напоминаю, что в районе работает телефон доверия.

Для организации профилактики правонарушений в школах созданы социально – психологические службы в которые входят: социальные педагоги (19 человек из них 10 совместителей), 1 психолог Центра ПМСС, классные руководители, администрация школ. Во всех образовательных учреждениях в наличии имеется нормативно – правовая база по взаимодействию органов и учреждений системы профилактики:

1. «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении»

2. «Инструкция об организации и порядке ведения в образовательных учреждениях системы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении»

3. «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно – исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно – исполнительной системы, вернувшимся из специальных учебно – воспитательных учреждений закрытого типа, а также с осуждёнными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работами или иным мерам наказания, не связанные с лишением свободы».

4. План работы по профилактики правонарушений.

5. «Совет профилактики»

Деятельность учреждений образования Клинцовского района по выполнению Федерального закона №120 «Об основных системах профилактики правонарушений» осуществлялось в соответствии с комплексным планом работы КДН и утверждённым планом взаимодействия между службами района.

В школе разработаны и утверждены документы, регламентирующие деятельность Совета по профилактике: Положение о работе Совета, утверждено директором школы; План работы утвержден директором, график проведения заседаний, утвержденные директорами по воспитательной работе.Социальными педагогами ведется журнал протоколов заседаний Совета профилактики. Запланировано от 4 до 8 заседаний в год. На заседаниях Совета рассматривались вопросы: по профилактике употребления алкогольной продукции, пропусков уроков без уважительной причины, невыполнения домашних заданий, занятости несовершеннолетних в каникулярное время, исполнения Закона Брянской области «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах», т.е. о комендантском часе, социально – психологической помощи учащимся и родителям, контроля со стороны родителей, о совместном проживании детей с родителями, о роли родителя в воспитании собственного ребенка и ответственности за его обучение и развитие. Во всех образовательных учреждениях организованы вечерние рейды. журнале посещений.

В каждой школе имеется совместный план работы с ОВД, ГИБДД, ФАП. В 2012 – 2013 учебном году сотрудники ПДН, уже неоднократно посетили в образовательные учреждения Клинцовского района и проводили беседы с детьми из «группы риска».. Итого за II полугодие 2012 – 2013 у.г. сотрудниками ОВД проведено около 65 профилактических бесед с несовершеннолетними и 46 лекций сотрудниками ФАП, что составляет на 20% больше, чем за прошлый год.

Отделом образования администрации Клинцовского района было направлено письмо но согласовании графика проведения лекций с учащимися сотрудниками ГИБДД на 1 полугодие 2013 года. Сотрудниками ГИБДД посещены Мартьяновская, Смотровобудская, Киваёвская, Медвёдовская школы.

Образовательные учреждения ведут работу по организации досуга учащихся, особенно вовлекают в данную работу учащихся состоящих на КДН и ПДН. Так в течение 5 месяцев 2011 – 2013 у.г. 8 ребят состоящих на учете, КДН что составляет 50% от общего количества ребят состоящих на учете в КДН (16 учащихся) и 6 учащихся, что составляет 33,3 % от 18 учащихся, состоящих на учете в ПДН, приняли участие в общешкольных мероприятиях. Согласно плану воспитательной работы классных руководителей в Первомайской, Медвёдовской и Ущерспкой школах ребята из «группы риска», как правило, являются участниками конкурсов и спортивных эстафет. Реализуется план совместной работы на 2012 – 2013 у.г с ДК и сельскими библиотеками. Как правило, организуются такие праздники как «День матери»,«Новый год», «Рождественские посиделки», «23 февраля», «8 марта». Для учащихся района в вечернее время организованы 1 раз в месяц дискотеки. По представленным отчетам школ (фотографии) за 6 месяцев проведено 4- 5 тематических дискотек (дискотеки не проводились в сентябре и ноябре), ребята посещают мероприятия как правило это 7-9 классы.

Во всех образовательных учреждениях, где имеются спортивные залы (Великотопальская, Гулевская, Медвёдовская, Киваевская, Первомайская, Ущерпская, Коржовоголубовская, Чемерновская школах, в Лопатенской тренажерный зал), открыт свободный доступ для занятий учащихся. В коржовоголубовской школе для населения села доступ вечернее время закрыт. Отделом образования была организована проверка работы спортивных залов в вечернее время. Так в Медвёдовской школе, согласно расписанию, зал работает каждый день с 17-19.00. На момент проверки зал был открыт, дети занимались. В Ущерпской школе в спортивном зале играли не только учащиеся, но и бывшие выпускники. В Чемерновской школе проходили товарищеские встречи, о чем свидетельствую данные фотографии.

Оздоровление учащихся одно из приоритетных направлений по пропаганде здорового образа жизни. Особое внимание уделяется отдыху и оздоровлению детей и подростков из малообеспеченных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей «группы риска». ЛОУ с дневным пребыванием посещали 30 подростков «группы риска» из 79, что составляет 38%, детей. Обращаю ваше внимание на то, что в лагеря с дневнымприбыванием в первую очередь включать подростков состоящих в ПДН и КДН. С января 2012 года уч-ся данной категории в санаториях Брянской обл. оздоровилось 31 чел. (39%).

С целью организации занятости детей и подростков в летний период, развития трудовой активности, поддержки подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на протяжении нескольких лет реализуется направление «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» подпрограммы «Дети и семья» долгосрочной целевой программы «Дети Брянщины» (2011-2015 годы). В этом году участниками этого проекта стали 22 подростка из двух школ (Медвёдовская СОШ, Смотровобудская СОШ) в возрасте от 14 до 18 лет. Трудоустроено индивидуально-14 чел.

Важная роль в профилактике правонарушений принадлежит религиозным конфессиям. Так образовательные учреждения активно сотрудничают с православной церковью. В 2011 – 2012 у.г. в образовательных учреждениях прошли родительские собрания совместно с представителями православной церкви. В этом году отделом образования было направлено письмо об организации экскурсии для несовершеннолетних состоящих на учете, но в связи с болезнью Отца Василия поездка отложена на конец марта.

В 2012-2013 учебном году планируется продолжить работу по совершенствованию системы профилактики безнадзорности и правонарушений в отделе образования и образовательных учреждениях района. С этой целью необходимо продолжать отрабатывать связи образовательных учреждений со службами, ведомствами, учреждениями системы профилактики безнадзорности, правонарушений, активно внедрять новые формы работы педколлектива в данном направлении, развивать систему дополнительного образования, совершенствовать организацию летнего отдыха учащихся, вводить профильные смены, вовлекать родителей в управление образовательными учреждениями, образовательный процесс. Изучать и распространять опыт работы Мартьяновской, Лопатенской, Смотровобудской школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ежегодно проводить конференцию по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений.

Исходя из вышеизложенного, учитывая потребности учащихся и их родителей, необходимость развития воспитательной системы школ района, в 2012-2013 учебном году педагогическому коллективу района необходимо продолжить работу по решению следующих задач:

· повышать эффективность работы по воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека через становление воспитательной системы в школах района, использование новых воспитательных педтехнологий, использование активных, интерактивных форм работы.

· совершенствовать работу по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав;

· усилить воспитательную функцию системы дополнительного образования;

· развивать школьное самоуправление через совершенствование ее структуры и педсопровождение.

· работать над усилением роли семьи в процессе воспитания через обновление и систематизацию форм взаимодействия семьи и школы, оказанием психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей.

· продолжить работу по созданию условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний;

· воспитание стремления к здоровому образу жизни;

специалист МБУ – КЦ Андросова Л.А.



Возврат к списку

система синхронного перевода и услуги синхронного перевода цитаты на сайте москва . изготовление наклеек