Экономика и социальная сфера / Социально-экономическое развитие Клинцовского района  

Проект Программы Социально-экономического развития Клинцовского района на 2014-2018 годы.

13.11.2013

Проект Программы Социально-экономического развития Клинцовского района на 2014-2018 годы.

Скачать проект с приложением (мероприятиями)

Программа

Социально-экономическое развитие Клинцовского района

на 2014-2018 годы.


I.Паспорт программы

Наименование программы: Социально-экономическое развитие

Клинцовского района на 2014-2018 гг.

Основание для разработки - Распоряжение администрации Клинцовского района

№ 309-р от 16 июня 2013 г.

Заказчик Администрация Клинцовского района

Основные разработчики управление экономики

программы - администрации Клинцовского района

Основная цель программы Обеспечение конкурентоспособности района, устойчивых темпов ее качественного экономического роста, повышение благосостояния и качества жизни населения района.

В процессе осуществления Программы планируется решение следующих задач:

— развитие промышленного и сельхозпроизводства;

- увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления экономики;

— обеспечение дополнительных доходов бюджета;

— обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

— обеспечение социальных гарантий жизнедеятельности населения района.

Основные задачи программы

— увеличение

Сроки реализации программы 2014-2018 годы

Объемы и источники финансирования

Всего 218414,7 тыс. руб.

Бюджет Клинцовского района - 27271,1 тыс. руб.

Областной бюджет (по согласованию)- 174505 тыс. руб.

Бюджеты сельских поселений (по согласованию) 16638,6 тыс. руб.

Ожидаемые конечные Реализация программы позволит:

результаты программы

реконструкция и ремонт 4 учреждений культуры, расположенных в сельской местности, за период реализации программы;

сохранение и увеличение посевных площадей в целом по району в сравнении с предыдущим годом.

сохранение общего поголовья КРС в сравнении с предыдущим годом

II. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными средствами.

Необходимость разработки стратегии и тактики социально-экономического развития района диктуется несколькими причинами: социально-политическими, экономическими, а главное необходимостью приоритетной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства района.

Основное направление экономики района - это сельское хозяйство. В агропромышленном комплексе района в 2011-2013 годах работали 11 сельскохозяйственных предприятий, около 6 тыс. личных подсобных хозяйств, 22 крестьянских (фермерских) хозяйств. Ведущими направлениями сельскохозяйственного производства района являются производство молока, мяса, зерна и картофеля.

В сфере сельского хозяйства складывается сложная обстановка, вызванная тем, что большая часть территории района находится в зоне радиоактивного загрязнения, среднее содержание гумуса в почве района 1,73%, по области – 3,13%. Но, не смотря на это, в районе имеются сельхозпредприятия, которые постоянно наращивают объёмы производства сельхозпродукции путём реализации инвестиционных проектов, приобретение современного оборудования и техники, закупке племенного скота. Это такие хозяйства как колхоз «Прогресс», СПК «Родина». Включение сельского хозяйства в число приоритетных национальных проектов дало селу возможность поступательно развиваться.

Сельское хозяйство по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий. Такая ситуация обусловлена низким уровнем производительности труда в отрасли, рост которой сдерживается не только инвестиционными и технико-технологическими факторами, но и низким уровнем развития на селе альтернативной сферы деятельности, призванной аккумулировать избыточную рабочую силу, высвобождаемую вследствие повышения уровня производительности труда в сельском хозяйстве.

Имеет место низкий уровень состояния материально-технической базы, отставание технико-технологической модернизации, большинство видов сельскохозяйственной техники выработали свой срок.

В последние годы наметились позитивные тенденции в развитии сельского хозяйства благодаря участию хозяйств района в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. На средства, выделяемые по программам и мероприятиям АПК, сельхозтоваропроизводителям района субсидируется приобретение семян сельскохозяйственных культур, племенного скота, минеральных удобрений, техники и других материальных ресурсов, строительство, реконструкция животноводческих помещений, подготовка кадров для села, мероприятия по обустройству сельских территорий.

Низкий уровень доходов и неблагоприятная экологическая обстановка оказывают негативное влияние на здоровье населения района. Тревогу вызывает увеличение потребления сельхозпродукции, главным образом молока и мяса, а также лесных ягод, грибов с повышенным содержанием цезия из-за недостаточного выделения средств на реабилитацию радиоактивного загрязненных земель. Прослеживается серьезное ухудшение здоровья населения, которое отразилось на демографических показателях. Ежегодно идет сокращение численности населения района в среднем на 400-500 человек, смертность превышает рождаемость в среднем в 2,5 раза.

Количество жителей в районе:

На 01.01.2011г.- 20435 чел.

На 01.01.2012г. – 20080 чел.

На 01.01.2013г. – 19539 чел.

Трудовые ресурсы

Показатели

Единица измерения

отчет

отчет

отчёт



2010г.

20111г.

2012г.

Численность трудовых ресурсов

человек

5448

5341

5303

Численность экономически активного населения

человек

4539

4431

4390

Численность занятых в экономике (среднегодовая)-всего

человек

3539

3436

3400

Из численности занятых всего:

человек




на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности

Тыс.человек

1621

1600

1584

численность безработных, зарегистрированных в службах занятости

человек

236

143

140

Уровень зарегистрированной безработицы

%

2,5

1,7

1,5

Среднесписочная численность работников предприятий и организаций- всего

.человек

3039

2936

2900

Фонд заработной платы

Млн. руб.

330

331,2

358

Среднемесячная заработная плата одного работника

рублей

9093,7

9911,8

11716,1


в % к предыдущему году

115,8

109

118,2

Динамика рождаемости и смертности

Год

Рождаемость,

Чел.

коэффициент рождаемости на 1000 чел.

Смертность, чел.

коэффициент смертности

на 1000 чел.

Естественный прирост на 1000 чел.

2010

260

12,7

455

22,1

-195

2011г

242

11,9

398

19,6

-156

2012г. .

293

14,8

374

18,9

-81

Увеличивается заболеваемость, особенно среди подростков и детей. Особую тревогу вызывает рост онкозаболеваемости щитовидной железы, лейкемии, анемии. Ежегодно сокращаются и медицинские льготы лицам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС. Не выделяются средства на локальную дезактивацию и благоустройство населенных пунктов, что способствует увеличению доз облучения населения и в первую очередь детей.

Развитие демографических процессов тесно связано с состоянием института семьи. Воспитание семейных ценностей зарождается в семье, большую роль в этом играют общественные институты. Задача общества – возродить ценности материнства, отцовства, детства, поднять на пьедестал многодетность, укрепить нравственность и мораль.

Целью данного мероприятия является ориентация супружеских пар на многодетный образ жизни, осознанное родительство. Проблемой является стабилизация демографической ситуации.

На территории района сохраняются негативные тенденции в развитии как демографических, так и миграционных процессов. Наблюдается недостаточный спрос на рабочую силу при ее одновременном дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия квалификационно-профессиональным требованиям и низкой трудовой мобильности населения, отмечается миграционный отток трудоспособного населения в соседние регионы ЦФО. Выбытие рабочей силы не компенсируется ее приемом. Увеличились масштабы высвобождения работников по причине сокращения штатов, ликвидации предприятий . Отдельные категории граждан не конкурентоспособны на рынке труда (женщины с малолетними детьми, беженцы и переселенцы, молодежь без практического опыта работы, инвалиды).

Финансовая помощь пострадавшим от аварии на ЧАЭС недостаточно эффективна, размер бюджетных средств, выделяемых на реабилитацию, ежегодно сокращается, что приводит к недовыполнению государственных обязательств. Все это снижает стимул к активной экономической деятельности.

Низкий уровень финансирования отраслей социальной сферы, в течение многих лет обусловленный дефицитом бюджетных средств, привел к тому, что процесс развития объектов социальной инфраструктуры практически был приостановлен. Уровень развития материально-технической базы отраслей социальной сферы не соответствует состоянию здоровья населения и не позволяет в полной мере решать задачи повышения его образовательно-культурного уровня, совершенствования социальной помощи социально незащищенным гражданам и физического воспитания подрастающего поколения.

В условиях недостаточного финансирования работы по ремонту автодорог ежегодно планируется не из цели предупреждения разрушений, а из необходимости ликвидации аварийных, экстренных ситуаций на дорогах, вызванных разрушением покрытия проезжей части, труб и мостов.

С 1 сентября 2013 года в районе функционирует – 10 средних, 8 основных, 1 начальная школы, из них 13 – юридических лиц, 6 филиалов, 18 дошкольных образовательных учреждений. Все учебные заведения аттестованы и аккредитованы, имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Количество учащихся – 1463, что на 121 учащихся меньше чем в 2012-2013 учебном году. Таким образом, прослеживается тенденция уменьшения контингента учащихся и все острее встает вопрос о функционировании малокомплектных школ.

Количество дошкольников в 2013 году 545, что на 70 дошкольников больше, чем в 2012-2013 учебном году.

Всего занято в сфере образования - 613 работников: 245 - педагогических работника, 57 – руководителей, 38 –воспитателей, 273 – младшего обслуживающего персонала.

2013 год – время обобщения реформ и экспериментов, которые проводились на протяжении ряда лет. Это проведение ЕГЭ и ГИА, работа по Федеральным образовательным стандартам, реализация 83-Закона РФ, введение нового СанПиНа, новая система оплаты труда, реорганизация сети образовательных учреждений, новая форма аттестации педработников и процесс модернизации.

Конечной целью масштабного проекта модернизации системы образования является выполнение 4 основных показателей.

1. Повышение качества образования посредством развития новых образовательных технологий.

2. Доведение средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы по экономике региона.

3. Развитие системы дошкольного образования

4. Качественное улучшение условий обучения школьников, т.е. выполнение норм СанПиНа и создание условий безопасности.

В 2012-2013 учебном году 14 учащихся получили медали (6 золотых медалей и 8 серебряных).

63 выпускника 11 классов из 99 поступили в высшие учебные заведения, что составило 64%.

В 2012-2013 учебном году в школьном этапе олимпиад приняло участие 1160 школьников от 5 по 11 класс. Самое большое количество – 9 победителей и призеров подготовила Коржовоголубовская школа, Чемерновская школа – 7, Медведовская школа – 6.

В областных олимпиадах стали победителями и призерами 4 учащихся нашего района, эффективность составила 33%.

За прошедший год было аттестовано 105 педработников, что составило 31%. Курсы повышения квалификации прошли 141 педработник, что составило 42%

С целью повышения престижа учительской профессии, роста мастерства педагогических и руководящих работников, и распространения передового педагогического опыта в районе стало традицией проводить профессиональные конкурсы: «Учитель года» и «Лидер в образовании».

В районном конкурсе «Учитель года» приняло участие 3 педагога района. Они представили на суд жюри свои методические разработки и материалы, подготовили их презентацию, показали себя в практической деятельности на учебных занятиях с детьми.

Победителем стал учитель начальных классов Ушерпской СОШ.

В целях выявления и изучения новых направлений теории и практики управления в области образования прошёл районный конкур «Лидер в образовании». Участвовало 4 руководителя.

Победителем районного конкурса «Лидер в образовании» стала Монако Наталья Анатольевна, зам. директора по воспитательной работе Первомайской СОШ.

На протяжении 3 лет наблюдается рост охвата детей дошкольным образованием.

В 2010 г. дошкольные учреждения посещало 408 детей. В 2012 г. уже - 482 ребенка, и в 2013 году посещает 545 детей. Охват дошкольным образованием составляет 53,8%.

Реальная очередность в детские сады составляет 17 детей от 3 до 7 лет. С 1 января 2014 г. в МБОУ-Чемерновская СОШ откроется 4 дошкольная группа. На эти цели в рамках модернизации дошкольного образования из федерального бюджета уже выделено 1 154 000 р., 50 000 р. – из областного

Во всех образовательных учреждениях организовано горячее питание. Средняя стоимость обеда с учётом родительской доли от 24 до 35,5 рублей. Охват питанием – 100% учащихся.

За 2012 -2013 учебный год различными видами отдыха и оздоровления было охвачено 1330 учащихся, т.е. 85%.

100% образовательных учреждений оснащены пожарной сигнализацией и ведется мониторинг МЧС, оснащены тревожной кнопкой, 8 действующих автобусов имеют отслеживающую систему Глонасс.

В рамках модернизации системы образования из федерального бюджета выделены в 2013 г. 1 084 000 рублей.

За эти средства отремонтированы кровли 4 школ, отремонтированы водопроводы, канализации и системы отопления.

Из районного бюджета на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году выделено 2 603 000 рублей.

По итогам приемки образовательных учреждений, комиссией отмечено, что все школы без исключения готовы к новому учебному году.

Тем не менее, в сфере образования за последние годы сложились неээфективные расходы, в связи с тем, что количество учащихся, наполняемость классов, количество педагогического персонала выходят за рамки утвержденных нормативов.

В соответствии с Постановлением Правительства от 15.04.2009г. № 322 количество учащихся на 1 учителя должно составлять 15, в ОУ района – 6 учащихся на 1 учителя.

При норме наполняемости классов в сельской местности 14 учащихся в районе наполняемость классов составляет 8 человек.

В соответствии с Законом Брянской области №115-З, количество непедагогического персонала к педагогическому должно составлять 40%. В ОУ района соотношение штатной численности составляет 65,8%.

Незамедлительно потребуется решить следующие проблемы:

— обновить устаревшую материально-техническую базу.

— улучшение кадрового обеспечения (высшее профессиональное образование на селе

имеют 63 % учителей).

— недостаточное развитие дорожной сети с твердым покрытием и остающийся дефицит школьных автобусов;

— недостаточный уровень финансирования на содержание зданий и сооружений.

Выход видится в изменении существующей сети через интеграцию отдельных образовательных учреждений. Технологически это осуществляется через оптимизацию школьной сети.

Оценка деятельности образовательных учреждений и отдела образования подтверждает, что за последние годы проделана определенная инновационная работа по ряду системообразующих направлений развития образования. В частности: введение единого государственного экзамена, новых образовательных стандартов, разработка нормативно-правовой базы обновления содержания образования, созданию ресурсной базы развития образования, оптимизация сети образования района.

В районе оказывают услуги населению 47 объектов культуры. Из них 15 поселенческих Домов культуры, 8 клубов, 21 поселенческая библиотека, Межпоселенческий центр культурно-досуговой работы и Межпоселенческая центральная районная библиотека, Детская музыкальная школа.

На сегодняшний день полностью отапливаются все учреждения культуры района.

В рамках модернизации отрасли открыта на базе Коржовоголубовской библиотеки - модельная библиотека, на базе Первомайской библиотеки - центр правовой информации.

Обеспечено компьютерной техникой 13 библиотек района, приобретены новые компьютеры в Сосновскую, Лопатенскую, Гулевскую библиотеки и переданы компьютеры бывшие в эксплуатации в Гутокорецкую и Смотровобудскую библиотеки, телефонизировано 8 библиотек.

В 2013 г. завершено восстановление разрушенного Смотровобудского ПДК, проведён капитальный ремонт Ущерпского ПДК , заменена кровля Коржовоголубовского ПДК, продолжается капитальный ремонт части здания Смолевичского ПДК. Выполняются ремонтные работы в Мартьяновском, Рожновском , Гутокорецком ПДК.

Несмотря на принятые меры, улучшение материально-технической базы учреждений культуры по – прежнему остается первоочередной задачей. Библиотеки испытывают острый дефицит в средствах на организацию подписки на периодические издания, комплектование книжных фондов.

В клубах требуется обновление реквизита и звукоусилительной аппаратуры. На новом качественном уровне необходима поддержка и самобытной национальной культуры как важнейшего фактора сохранения и развития села.

Одной из основных стратегических целей государственной политики в области культуры Клинцовского района является обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям.

Обеспечение данного права осуществляется, главным образом, через создание условий и предоставление возможности различным категориям населения Клинцовского района на получение свободного доступа к культурным ценностям: библиотечным фондам, к источникам русской национальной культуры, традиционной культуре.

Основное значение для экономики района играет промышленное производство, которое формирует основную часть доходов бюджетов всех уровней, выполняет ведущую «социообразующую» роль в масштабе всего района.

Промышленный потенциал района составляет «Силикатный завод». В общем объеме отгрузки по предприятиям района доля силикатного завода достигает 68 %.. В основу увеличения показателей по этому предприятию заложено наращивание объемов производства, которое ориентировано на нужды капитального строительства. Завод успешно конкурирует с аналогичными предприятиями. На предприятии внедрено немало новшеств, позволивших повысить производительность труда, улучшить качество выпускаемой продукции.

Новым вектором в развитии «КСЗ» стал построенный на его территории современнейший завод по производству газосиликата торговой марки EuroBlock мощностью 240 тыс. м3 в год.

С марта 2011 года запущен цех по производству газосиликатных блоков мощностью 240 тыс. куб.м. в год. Основными потребителями нового вида продукции стали Калуга, Брянск, Почеп, Москва. В перспективе планируется построить новый цех по производству извести высшей степени помола - она применяется при производстве клеев, шпатлевки и позволяет делать гидратную, т.е. гашеную известь, широко использующуюся в резинотехнической и фармацевтической промышленности.

Гашеная известь также даст возможность начать первыми в Брянской области самостоятельно производить сухие строительные смеси - это еще один рынок сбыта.

На втором этапе модернизации мощностей Клинцовского силикатного завода - реконструкция цеха МГУ (мелко гранулированных удобрений), чтобы уже в ближайшем будущем получать высококачественный мел, используемый в ряде промышленных сфер: от атомной энергетики до косметологии, а также в сельском хозяйстве (добавка в корма для птиц).

В настоящее время ведутся проектные работы. Поэтому скоро появятся новые рабочие места. И в связи с этим на территории «КСЗ» планируется строительство культурно-спортивного комплекса.

Показатели

Единица измерения

отчет

отчет

отчёт

Промышленное производство


2010г.

2011г.

2012г.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий по всем видам экономической деятельности

млн.руб. в ценах соответствующих лет

480,5

643,3

776


в % к предыдущему году

143,70

133,87

118,4

в том числе:





Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млн. руб. в ценах соответствующих лет

306200,00

495705,00

619,4


в % к предыдущему году

156,80

161,89

125

Сельское хозяйство





Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млн.руб. в ценах соответствующих лет

703,40

934,10

966,50


в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

85,80

123,07

97

в том числе










Продукция сельскохозяйственных организаций

млн.руб. в ценах соответствующих лет

233,80

330,00

342,00

Индекс производства продукции в сельскохозяйственных организациях

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

84,30

130,00

96,9






продукция в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей

млн.руб. в ценах соответствующих лет

18,20

21,00

21,80

Индекс производства продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

113,20

106,94

100

продукция в хозяйствах населения

млн.руб. в ценах соответствующих лет

451,40

583,10

602,70

Индекс производства продукции в хозяйствах населения

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

85,70

120,00

97,3






Растениеводство

млн.руб. в ценах соответствующих лет

344,60

553,40

569,50

Индекс производства продукции растениеводства

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

78,70

150,50

93,7

Животноводство

млн.руб. в ценах соответствующих лет

358,80

380,70

397,00

Индекс производства продукции животноводства

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

92,20

97,00

103,2






Производство важнейших видов сельскохозяйственной продукции в натуральном выражении





Зерно (в весе после доработки)

Тыс. тонн

10,3

17,5

16,9

Картофель

Тыс. тонн

16,1

24,2

17,6

Овоши

Тыс. тонн

5,5

6,6

4,5

Скот и птица

Тыс. тонн

2,2

1,9

1,8

Молоко

Тыс. тонн

13,9

13,6

14,9

Яйца

тыс.штук

6,8

6,7

6,7






Инвестиции





Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования - всего

млн.руб. в ценах соответствующих лет

215

173,1

91,4

Индекс физического объема

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

170

69,7

54

В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения.

В районе разработана схема территориального планирования на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004г. №190-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001г. №136-ФЗ, Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ представляющая видение будущего социально-экономического и пространственного состояния района.

На сегодняшний день общая площадь жилого фонда Клинцовского района составляет 581,2 тыс.м2, в том числе 474,1 тыс.м2 в жилых домах (индивидуально-определенных зданиях), 103,6 тыс.м2 в многоквартирных жилых домах. Общая численность населения района составляет 19,5 тыс.человек.

Из 104 населенных пунктов в которых имеется постоянно проживающее население в 49 н.п. имеется централизованное водоснабжение (19296 чел. - 91,6%) и 55 н.п. не имеет централизованного водоснабжения (1767чел. – 8,4%)

Уровень газификации домовладений в общем количестве домовладений по району составляет 67,1%. Из 8035 домовладений газифицировано 5395 домовладений с проживающим в них населением численностью 14310 человек.

В соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РФ и Федерального законодательства в районе проведена большая работа по выбору собственниками жилых помещений в многоквартирных домах способов управления, большинство собственников выбрало способ управления управляющей компанией. На территории района осуществляют свою деятельность 3 управляющих компании (ООО «Жилкомхоз»; ЗАО «Клинцовская ПМК-45», ООО «Управляющая компания») и 5 товариществ собственников жилья.

Остро встает проблема индивидуального жилищного строительства. Коллективному индивидуальному жилищному строительству мешает отсутствие инженерной инфраструктуры (электроснабжения, водоснабжения, газификации).

В настоящее время разработаны проекты планировки и застройки микрорайонов:

— микрорайон «Солнечный» п.Чемерна , площадь микрорайона 9га. ( произведена разбивка микрорайона с вынесением границ земельных участков, произведено выделение земельных участков гражданам нуждающимся в улучшении жилищных условий, проведены инженерные сети (газопроводные-100%, водопроводные-50%, электрические- 50%).

— Микрорайон «Курортный» п.Вьюнки, площадь микрорайона 12га.,

70 земельных участков, площадью 0,1 га.каждый (произведена разбивка микрорайона с вынесением границ земельных участков, земельные участки реализованы с аукциона, проведены инженерные сети (газопроводные-100%, электрические- 100%) необходимо проведение водопроводных и канализационных сетей.

— Микрорайон «Пригородный» с.Коржовка-Голубовка, площадь микрорайона 80 га., 430 земельных участков, площадью 0,1 га. каждый ( произведена разбивка 210 земельных участков, земельные участки реализованы с аукциона, необходимо проведение инженерных сетей)

В ходе реализации Федерального Закона от 12.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства» за период 2008-2012г.г. в районе выполнен капитальный ремонт в 26 многоквартирных домах суммарной площадью помещений 23,9 тыс. м2 общей сметной стоимостью ремонтных работ 34,6 млн.руб. В программе капитального ремонта МКД в 2013году году участвует Коржовоголубовское сельское поселение (два дома).

Обеспечение населения доброкачественной питьевой водой в достаточном количестве является одной из актуальнейших проблем современности. В настоящее время система водоснабжения района имеет ряд серьезных проблем и недостатков, которые оказывают негативное влияние на качество предоставляемых услуг населению по обеспечению питьевой водой.

Согласно существующей схеме водоснабжения района вода питьевого качества добывается из подземных источников - артезианских скважин. Потребителям вода поступает через системы водоснабжения общей протяженностью по району 192,4км. Положение по всем водоисточникам района по микробиологическим показателям в течение многих лет остается благополучным.

Распределение воды в централизованной системе водоснабжения происходит по смешанной схеме по трубопроводам, диаметры которых на многих участках сети не позволяют пропускать требуемые расходы воды. Дефицит воды и понижение давления в наружных сетях холодного водоснабжения в часы максимального водопотребления являются одной из проблем водоснабжения целого ряда населенных пунктов. На верхних этажах жилой застройки многоквартирных домов имеют место низкие напоры в системе внутридомового водоснабжения в устойчиво жаркие периоды года (проведение полива в частном секторе).

В настоящее время сети и сооружения водоснабжения района имеют высокую степень износа. Результаты их обследования показали, что техническое состояние и оснащение оборудованием не отвечают требованиям надежного обеспечения населения коммунальными услугами. Протяженность районных сетей водоснабжения составляет 192,4 км (110 водозаборов, 104 насосные станции водопровода) при износе более 60%.

Обеспечение населения качественными услугами по водоотведению является одной из проблем коммунального комплекса. В настоящее время система водоотведения района имеет ряд серьезных недостатков, которые оказывают негативное влияние на качество предоставляемых услуг населению по отводу бытовых сточных вод.

В настоящее время сети и сооружения бытовой канализации района имеют высокую степень износа. Результаты их обследования показали, что техническое состояние и оснащение оборудованием не отвечают требованиям надежного обеспечения населения коммунальными услугами. Протяженность районных сетей хозяйственно-бытовой канализации составляет 12,2 км, средний износ сетей по району составляет 50%. Для нормального функционирования системы водоотведения в п.Первое Мая необходимо строительство новой КНС, причем особо остро этот вопрос возник после ввода в эксплуатацию нового 5-ти этажного дома. Степень изношенности трех канализационных насосных станций (п.Чемерна, п.Оболешево, с.Затишье) более 55%. Значительная часть сетей канализации находится в эксплуатации более 40 лет при нормативном сроке 25 лет, т.е. имеет физический износ близкий к 100%. Такая степень износа требует значительных затрат на поддержание сетей в рабочем состоянии.

В условиях нарастающего физического и морального износа генерирующих мощностей теплоэнергетики сохраняется тенденция увеличения тарифов на тепловую энергию. Рост цен на энергоресурсы приводит к необходимости их эффективного использования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основными поставщиками тепловой энергии для объектов жилищно-коммунального комплекса являются 5 котельных: п.Чемерна – протяженность тепловых сетей 4,6км (котельная работает в осенне-зимний период); сан.Затишье – протяженность тепловых сетей 1,8км (котельная работает круглогодично, в летний период используется как источник горячего водоснабжения); п.Оболешево – протяженность тепловых сетей 1,7км (котельная работает только в осенне-зимний период); с.Коржовка-Голубовка – протяженность тепловых сетей 1км (котельная работает только в осенне-зимний период); п.Первое Мая – протяженность тепловых сетей 1,1км (котельная работает только в осенне-зимний период). В настоящее время построена новая котельная в с.Смолевичи, ведётся реконструкция котельной в п.Оболёшево.

В Клинцовском районе уже давно назрела проблема модернизации систем теплоснабжения с целью повышения надежности системы теплоснабжения, и снижения себестоимости производства и транспортировки тепла, и темпов роста тарифов для потребителей.

Решение данной проблемы возможно за счет реконструкции существующих тепловых сетей и модернизации существующих котельных.

Неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального комплекса района обусловлено, в частности:

— высокой степенью физического и морального износа основных фондов, средств и методов производства. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется низкой производительностью, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2 - 3 раза выше;

— неудовлетворительным финансовым механизмом формирования затрат и определения регулируемых цен на услуги и иную продукцию организаций коммунального комплекса;

— отсутствием экономических стимулов, снижением издержек, организаций коммунального комплекса при оказании жилищных и коммунальных услуг;

— неразвитостью конкурентной среды и как следствие:

— большими непроизводительными потерями энергии, воды и других ресурсов.

Состояние автодорожной сети района оказывает значительное влияние на социальную сферу агропромышленного комплекса. Неудовлетворительная транспортная доступность значительного числа населенных пунктов и низкое качество дорог влекут за собой целый ряд негативных социальных явлений. Сдерживается развитие культуры и образования, торговли и службы быта, трудности в доставке товаров влекут за собой снижение их качества и увеличение стоимости.

В последние годы увеличение экономической активности населения, рост парка автотранспортных средств и мобильности населения за счет массового использования личных легковых автомобилей привели к резкому повышению числа дорожно-транспортных происшествий, количество которых за последний период значительно увеличилось. Увеличение количества ДТП в последние годы сопровождается ростом числа погибших и раненых.

Из общего числа дорожно-транспортных происшествий доля ДТП по причинам, сопутствующим дорожным условиям, связана не только с состоянием автомобильных дорог и неудовлетворительным их содержанием, но и с недостаточным техническим оснащением, а порой и отсутствием на дорогах пассивных предохранительных устройств (ограждений проезжей части).

Также влияют на безопасность движения низкое качество установленных дорожных знаков из-за несоответствия стандарту покрытия знака, особенно в ночное время, отсутствие освещения и пешеходных дорожек у дорог в населенных пунктах.

Вследствие недостаточности финансовых средств к числу основных причин аварий следует отнести значительный износ дорожных покрытий.

Ликвидация потенциально аварийных участков является одним из важнейших направлений развития дорожной сети.

Протяженность автомобильных дорог Клинцовского района составляет 701,6км, из них 429,4км – муниципальные автомобильные дороги. Областные автомобильные дороги обслуживаются Клинцовским ДРСУ ОАО «Брянскавтордор» , а автомобильные дороги местного значения обслуживаются МУП «ЖКХ Клинцовского района».

При всей сложности экономической ситуации, динамика показателей развития предпринимательства свидетельствует о жизнеспособности малого предпринимательства в Клинцовском районе. Малый бизнес начал развивается во всех сферах экономики, показывая гибкость, предприимчивость и умение работать в новых условиях.

Субъекты малого бизнеса участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогают сбору налогов непосредственно с физических лиц. Принимая во внимание важную роль малого бизнеса, в районе уделяется большое внимание вопросам развития и поддержки предпринимательства, созданию оптимальных условий для его развития, а также решению социально-экономических проблем.

По состоянию на 01.01.2013 года на территории муниципального образования Клинцовский район осуществляли свою деятельность 41 малое предприятие, 19 крестьянских (фермерских) хозяйств, 258 индивидуальных предпринимателей. В связи с изменением налогового законодательства и увеличением отчислений во внебюджетные фонды, резко сокращается количество индивидуальных предпринимателей.

Объем налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей за 2012 год составил 5,5 млн.руб., что на 30,95 % выше уровня аналогичного периода 2011 года.

Наиболее распространенным видом деятельности индивидуальных предпринимателей в районе остается розничная торговля и сельское хозяйство.

Потребительский рынок района объединяет 127 объекта розничной торговли и 10 предприятий общественного питания различных форы собственности из них 44 торговых предприятия потребительской кооперации и 83 частной формы собственности.

Индивидуальные предприниматели оказывают помощь в обеспечении торгового обслуживания жителей населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети.

Большое внимание уделяется развитию крестьянско-фермерских хозяйств. На территории района осуществляют свою деятельность 19 К(Ф)Х, среднесписочная численность занятых работников – 32 человека.






Показатели

Ед. изм.

2010

2011

2012

В % к предыдуще-му году

Количество действующих малых предприятий в районе

шт.

38

41

41

100,00

в них занято работников

чел.

571

590

580

98,31

Количество действующих крестьянских (фермерских) хозяйств

шт.

24

25

19

76,00

в них занято работников

чел.

38

40

32

80,00

Количество индивидуальных предпринимателей

чел.

350

305

258

84,59

Всего человек, занятых в сфере малого бизнеса

чел.

959

935

870

93,05

Доля работников, занятых в сфере малого бизнеса, от общей численности работников на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики

%

32,0

32,3

32,1

99,38

Выпуск товаров малыми предприятиями и оказанные ими услуги в фактических ценах

млн. руб.

96,7

105

96,7

92,10

Объем поступивших от индивидуальных предпринимателей налоговых платежей

млн.руб.

3,1

4,2

5,5

130,95

.

Администрацией района проводится целенаправленная работа по реализации мероприятий по самозанятости безработных граждан. С гражданами, желающими организовать предпринимательскую деятельность, проводится работа по выявлению возможностей и способностей к предпринимательской деятельности, безработным оказывается комплекс консультативных, организационных и методических услуг по вопросам организации предпринимательской деятельности. Проведена работа по участию субъектов малого и среднего бизнеса в мероприятиях программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

Потенциал малого бизнеса в районе не велик, но, тем не менее, большой вклад в решение социально-экономических проблем района вносят малые предприятия.

Анализ ситуации, сложившейся в районе за последние 3года показал следующее:

— значительный спад объемов сельскохозяйственного производства;

— слабое техническое обеспечение всех отраслей экономики района;

— снижение занятости работоспособного населения;

— низкий уровень зарплаты;

— увеличение числа лиц, нуждающихся в социальной защите и поддержке;

— недостаточное финансирование учреждений соцкультбыта.

— не в полном объеме выполняется программа реформирования ЖКХ;

— старение кадров, отсутствие притока молодых специалистов;

— ухудшение состояния здоровья населения.

Сложность, многочисленность, острота и необходимость оперативного разрешения стоящих перед органами местного самоуправления, перечисленных проблем обусловили потребность в программно-целевом методе их решения.

Программа должна обеспечить приоритеты в местной политике в материальном производстве и социальной сфере.

III. Цели и задачи программы.

Программа социально-экономического развития района на 2014-2018 гг. разработана как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс правовых, организационных, производственно-хозяйственных, экологических, социальных

и других мероприятий, обеспечивающий достижения поставленной цели.

Основной целью Программы является обеспечение конкурентоспособности района, устойчивых темпов ее качественного экономического роста, повышение благосостояния и качества жизни населения района.

Достижение этих целей возможно при условии проведения органами местного самоуправления активной экономической политики.

Программа предполагает продолжение институциональных преобразований, реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, модернизацию промышленности, сельхозпроизводства и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.

В процессе осуществления Программы планируется решение следующих задач:

— развитие промышленного и сельхозпроизводства;

- увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления экономики;

— обеспечение дополнительных доходов бюджета;

— улучшение экологической ситуации в районе;

— повышение качества управления и использования общественных финансов;

— развитие материально- технической базы учреждений соцкультбыта

— обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

— обеспечение социальных гарантий жизнедеятельности населения района.

Реализация Программы начинается с проведения мероприятий, необходимых для решения первоочередных задач в экономической и социальной сфере.

В Программе предусматривается возможность ежегодного уточнения целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизма реализации Программы и состава исполнителей.

VI. Сроки реализации программы

Сроки реализации Программных мероприятий рассчитаны на пять лет с 2014 по 2018 годы.

V. Перечень мероприятий и ожидаемые результаты Программы.

Реализация Программы намечается по ряду взаимосвязанных комплексов, в рамках которых координируются и финансируются мероприятия различных участников Программы.

Главным содержанием Программы является совокупность мероприятий, выполнение которых обеспечит осуществление Программы в целом. Основным принципом при группировке программных мероприятий служит их целевая направленность, согласно которой все программные мероприятия группируются в соответствии с основными задачами социально-экономического развития района.

Перечень и описание мероприятий Программы, их показатели эффективности, объемы и источники финансирования приведены в приложении «Программные мероприятия».

VI. Объёмы и источники финансирования программы.

Финансовое обеспечение Программы возможно осуществлять за счет средств местного бюджета (с учетом дотаций, субвенций), внебюджетных источников (в т.ч. заёмные, средства частного капитала и т.п.), а также за счёт средств областного бюджета и бюджетов сельских поселений в рамках реализации Указа Губернатора Брянской области от 14 марта 2013 г. N 219 " О программе развития сельских поселений Брянской области (2013-2018 годы)

Мероприятия программы подлежат уточнению по объемам ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на соответствующие годы,

Общая ориентировочная стоимость Программы 218414,7 тыс. руб.,

из них средства:

Источник

финансирования

Финансовые

средства, Всего

тыс. руб

в том числе

2014 год

2015год

2016 год

2017год

2018 год

ВСЕГО

218 414,70

24 279,60

24 242,50

85 667,20

37135,2

47 090,20

Областной бюджет (по согласованию)

174505

14876

13697

75555

30477

39900

Клинцовский районный бюджет

27 271,10

5 529,00

6 110,50

5 217,20

5207,2

5 207,20

Бюджеты сельских поселений (по согласованию)

16638,6

3874,6

4435

4895

1451

1983

VII. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Заказчиком Программы является администрация Клинцовского района, которая несет

ответственность за организацию своевременного выполнения мероприятий, намеченных Программой.

Координацию работы по реализации программы осуществляют заместители главы по курируемым отраслям.

Исполнители программных мероприятий два раза в год (до 25 июля за 1 полугодие , 25 января - за год) представляют в управление экономики отчет о фактическом использовании полученных на реализацию программы средств, выполнении мероприятий с пояснительной запиской, вносят предложения об изменении программных мероприятий, объемах и источниках финансирования.

Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы. Решение задач по формированию и эффективному управлению реализацией Программы будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов управления.

VIII. Ожидаемые конечные результаты

Предлагаемая программа представляет собой один из вариантов выхода из сложившейся социально-экономической ситуации.

Подготовка программы показывает, что только всесторонний комплексный подход к решению сложившихся проблем и прежде всего, мероприятия социального характера должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности населения.

На основе выполненного анализа сложившейся ситуации в экономике района разработаны предложения по возрождению промышленного и сельскохозяйственного потенциала. Предложенные мероприятия позволят увеличить занятость работоспособного населения, повысить уровень зарплаты, увеличить налогооблагаемую базу.

Прогнозируемый рост производства промышленной и сельскохозяйственной продукции будет способствовать стабильности продовольственного рынка, расширению платных услуг, обеспечит повышение уровня занятости населения, повысит платежеспособный спрос, тем самым изменит экономическое и социальное положение в районе.

В соответствии с целью программы на период до 2018 года намечается создание устойчивой тенденции экономического развития района, позволяющей в долгосрочной перспективе достичь показателя среднего уровня жизни в регионе и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации ее природного, географического, промышленного и сельскохозяйственного потенциала на базе реализации «оптимального» сценария развития области и района. Реализация программы обеспечит следующие результаты:

реконструкция и ремонт 4учреждений культуры, расположенных в сельской местности, за период реализации программы;

ремонт автомобильных дорог местного значения площадью 5тыс. кв. м. ;

сохранение и увеличение посевных площадей в целом по району в сравнении с предыдущим годом;

сохранение общего поголовья КРС в сравнении с предыдущим годом;

повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений.


Возврат к списку