УСАДЬБА РУМЯНЦЕВА-ЗАДУНАЙСКОГО
УСАДЬБА РУМЯНЦЕВА-ЗАДУНАЙСКОГО
УСАДЬБА РУМЯНЦЕВА-ЗАДУНАЙСКОГО, 2-я пол. XVIII – нач. XIX в.
Село Великая Топаль Клинцовского района Брянской области расположено на исконно казачьих землях станицы Топальская, где менее ста лет назад проживало 3 тысячи 750 казаков. с. Великая Топаль известно с 1620 года.
В центре села расположена усадьба Румянцева – Задунайского. В 1770 году село куплено Екатериной II для графа П.А. Румянцева-Задунайского.
В 1780 г. в Великой Топали сооружаются каменный храм Преображения и деревянный дом, а также создается парк. От Румянцевых Топаль перешла к княгине В.С. Голицыной, которая в 1820 году возвела ныне существующий каменный дом с флигелем. При ней в усадьбе была построена отдельно стоящая каменная колокольня, а в 1850 году – теплая каменная церковь Николая Чудотворца. Затем усадьбой владел ее сын, князь П.П. Голицын, а с 1882 года дочь последнего – княгиня М.П. Долгорукова.
Усадебный комплекс представляет собой один из замечательных ансамблей 2-й половины XVIII — 1-й половины XIX в. на Брянщине. Центром усадьбы является господский дом, перед главным фасадом которого устроен небольшой парадный двор — курдонер. Его левую сторону образует поставленный перпендикулярно к дому флигель. Усадьба открывается в сторону церкви и главной площади села. Сразу за домом начинается сохранивший планировку конца XVIII в. регулярный парк, простирающийся вглубь территории усадьбы.
Хороший пример небольшого регулярного парка периода классицизма. Три продольные аллеи с одной стороны замыкаются: центральная домом, правая флигелем, левая храмом. В противоположном направлении их окончания теряются в зелени парка. Уцелевшие деревья свидетельствуют о разнообразии пород, среди которых преобладала липа. Некоторые аллеи сплошь обсажены ею; другие включают также вяз, клен, дуб и тополь.
Церковь Преображения
Выдающийся памятник русской архитектуры XVIII века, выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих. Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами. Башни главного, северного фасада более крупные и высокие; во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты. Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря. Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Не менее выразителен интерьер храма. Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной и алтарем, перекрытыми высокими зеркальными сводами; узкие проходы в их углах ведут в небольшие служебные помещения внутри башенок. Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне; на четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к XIX и нач. XX в. На южной стене икона в пышном барочном резном обрамлении 2-й пол. XVIII в.
На территории храма ранее располагался некрополь, от которого уцелели два надгробия: князя Голицына Павла Павловича (4.I.1828-10.IV.1882г.г.) и княжны Голицыной (урожд. графини Симонич) Елены Ивановны (11.IV.1837-2.ХI.1860г.г.).
Администрация Великотопальского сельского поселения, жители села Великая Топаль обращаются с просьбой ко всем неравнодушным людям оказать помощь в сборе финансовых средств на ремонт Церкви Преображения Господня и реконструкцию усадебного комплекса графа
П.А. Румянцева-Задунайского.
Будем сердечно благодарны всем, кто откликнется на нашу просьбу о материальной помощи.
Денежные средства можно перечислять на расчетный счет:
40703810269030000005
Банк: Брянский РФ ОАО «Россельхозбанк» г. Брянск
ИНН/КПП 7725114488/325031001
БИК 041501747
к/счет 30101810500000000747 в ГРКЦ ГУ Банка России по Брянской области
Назначение платежа – пожертвование на ремонт храма в с. Великая Топаль.
Получатель – Местная религиозная организация православный приход Храма в честь Преображения Господня села Великая Топаль.




