Информация о состоянии и развитии конкурентной среды на приоритетных и социально значимых рынках товаров и услуг Клинцовского района за 2018 год

05.02.2019

Информация о состоянии и развитии конкурентной среды на приоритетных и социально значимых рынках товаров и услуг Клинцовского района за 2018 год

Скачать документ

Результаты исследования состояния конкуренции на приоритетных и социально значимых товарных рынках Клинцовского района.

Целью данного исследования является изучение состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг района.

1. Выявление мнений представителей бизнеса по следующим вопросам: оценка состояния конкуренции и конкурентной среды; оценка барьеров ведения предпринимательской деятельности; оценка услуг субъектов естественных монополий; направления работы по развитию конкуренции в Клинцовском районе.

2. Выявление удовлетворѐнности населения характеристиками товаров и услуг и состоянием ценовой конкуренции, в том числе оценка услуг субъектов естественных монополий и мнение о направлениях работы по развитию конкуренции в Клинцовском районе. Для решения поставленных исследовательских задач в 2018 году были проведены опросы субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг Клинцовского района, по результатам которых был подготовлен отчет. Оба исследования были проведены по единой методике, обеспечивающей сопоставимость полученной информации.

В ходе исследований опрашивались:

I. представители бизнес сообщества Клинцовского района Брянской области - 4 представителя;

II. население (потребители) 8 населенных пунктов Клинцовского района -опрошено 13 человек.

Выводы исследования:

I. В процессе сбора данных о состоянии и развитии конкурентной среды было опрошено 4 представителя бизнеса, 50% которых являются руководителями высшего звена (генеральный директор, заместитель генерального директора или иная аналогичная позиция).

Половина всех организаций, представители которых были опрошены, представлена численностью сотрудников от 16 до 100 человек и половина до 15 человек.

Следующий индикатор показывает распределение бизнес структур по возрасту количество лет, в течение которого организация функционирует на рынке. 100% респондентов работают в бизнесе более5лет, т.е. успели накопить достаточный опыт ведения бизнеса и могут давать объективные оценки конъюнктуры рынка и состоянию конкурентной среде.

По величине годового оборота бизнеса ответы респондентов распределились следующим образом до 120 миллионов рублей - 100%.. То есть можно сказать, что респонденты осуществляли предпринимательскую деятельность в сфере малого бизнеса.

Организации респондентов представляют сферу сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства 100%.

Опрос респондентов о географических рынках, представляемых бизнесом, показал, что основным рынком сбыта продукции (услуг) в 100% случаев являлся рынок Брянской области.

Отвечая на вопрос о количестве конкурентов, 100% опрошенных респондентов затруднились ответить.

Одной из основных задач по развитию конкуренции в районе является повышение уровня информационной открытости деятельности органов исполнительной власти, в том числе по вопросу о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Клинцовского района. Измерение оценки качества официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Клинцовского района (количество участников, данные о перспективах развития конкретных рынков, барьеры входа на рынки и т.д.) и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой в открытом доступе, осуществлялась по трем параметрам – уровню доступности, уровню понятности и удобству получения информации. По каждому из этих параметров респонденты высказывали степень своей удовлетворенности. 100% удовлетворены уровнями доступности, понятности и удобством получения информации

Что касается примерного числа поставщиков основного закупаемого товара (работы, услуги), который приобретает бизнес респондентов для производства и реализации собственной продукции /оказания услуг, то 50% опрошенных имеют большое число поставщиков; 25%пользуются услугами не менее 4-х поставщиков; 25% респондентов – услугами 2 - 3 поставщиков.

Одним из основных негативных факторов, препятствующих развитию конкуренции, являются административные барьеры (ограничения ведения предпринимательской деятельности и входа на рынок новых участников, создаваемые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными аналогичными правами), снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки.

К числу наиболее существенных административных барьеров ведения текущей деятельности или открытия нового бизнеса предпринимателями Клинцовского района были отнесены:

-сложность / затянутость процедуры получения лицензии –25%;

-высокие налоги–75%;

Оценивая деятельность органов власти на основном рынке для бизнеса, 50% опрашиваемых отметили, что органы власти помогают бизнесу своими действиями и 50% опрошенных затруднились ответить.

Субъекты предпринимательской деятельности удовлетворенность

услугами естественных монополий оценивали по следующим параметрам: сроки получения доступа; сложность (количество) процедур подключения; стоимость подключения.

Анализ оценки мнений респондентов о характеристиках услуг субъектов естественных монополий показал, что Сроки получения доступа к услугам и процедуру подключения респонденты оценили удовлетворительно и лишь стоимость услуг подключения оценена как неудовлетворительная (высокая).

Результаты опроса показали, что в бизнес сообществе нет единого и слаженного мнения, на что в первую очередь должна быть направлена работа по развитию конкуренции в районе.

II.Мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках Клинцовского района состоянием ценовой конкуренции (включая мониторинг удовлетворенности потребителей товаров, работ и услуг качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Клинцовского района и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой уполномоченным органом и муниципальными образованиями)

Было опрошено 15% мужчин и 85% женщин.

Возрастные категории опрашиваемых от 21 года до 35 лет - 61%, от 36 до 50 лет - 30% и старше 51 года - 7% от общего числа опрошенных

Большинство респондентов (62%) имеют среднее специальное образование,38%–высшее образование,

В соответствии с задачами исследования были выделены социальные группы потребителей по характеру основной деятельности. Опрос показал, что 100% потребителей – работают, из них 62% имеет доход до 10 000 руб., 38% от 10 000 до 20 000 руб.

Большинство потребителей считают, что на территории района мало таких рынков, как услуг дошкольного образования, детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования детей, медицинских услуг, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, жилищно-коммунального хозяйства, перевозок пассажиров наземным транспортом, услуг связи.

При этом 50,0% респондентов в разной степени не удовлетворены качеством и уровнем цен и возможностью выбора услуг дошкольного образования района, детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования.

Как демонстрируют результаты опроса, больше всего положительных оценок получили услуги газоснабжения 53%, а еще 46% респондентов удовлетворены услугами электроснабжения, теплоснабжения, телефонной связи. Отрицательные отзывы получили услуги по водоочистке 23% респондентов

Наименование услуг субъектов естественных монополий

Удовлетворен

Скорее удовлетворен

Скорее не удовлетворен

Не удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Услуги по водоснабжению, водоотведению

30%

38%


30%


Услуги по водоочистке

15%

15%

15%

23%

30%

Услуги газоснабжения

53%

46%




Услуги электроснабжения

46%

53

7%



Услуги теплоснабжения

46%

38%

15%


7%

Услуги телефонной связи

46%

38%

7%

7%


Уровень качества официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг района, размещенной в открытом доступе.

Уровнем доступности удовлетворены 61% респондентов и 23% скорее удовлетворены, а 15% затруднились ответить

Уровнем понятности удовлетворены 53% респондентов и 30% скорее удовлетворены, а 15% затруднились ответить

Удобством получения удовлетворены 38% респондентов и 38% скорее удовлетворены, а 23% затруднились ответить


Уровень доступности

Уровень понятности

Удобство получения

Удовлетворительное

61%

53%

38%

Скорее удовлетворительное

23%

30%

38%

Скорее неудовлетворительное




Неудовлетворительное




Затрудняюсь ответить

15%

15%

23%

Рынок услуг дошкольного и дополнительного образования

В Клинцовском районе функционируют 1 дошкольная образовательная организация и 17 дошкольных групп при школах, в них 482 воспитанников. Продолжает функционировать МБУДО «Детская музыкальная школа Клинцовского района». Образовательную деятельность осуществляют 5 преподавателей, двое из которых имеют высшую квалификацию. Одна из главных задач педагогического коллектива - сохранение контингента учащихся. На сегодняшний день в ДМШ дополнительное образование получают 40 человек. Обучение по общеразвивающим и предпрофессиональным программам ведется на двух отделениях: фортепиано и народное. На «хорошо» и «отлично» успевает 70% учащихся, уровень подготовки выпускников составляет 100 %.

В качестве основных направлений работы с детьми можно выделить развитие творческих способностей на уроках, во внеурочной деятельности (конкурсы, олимпиады), ориентирование на успех, потребность в самореализации. Много лет продолжается творческое содружество с общеобразовательными школами и дошкольными учреждениями района. Учащиеся активно участвуют в районных социально-значимых мероприятиях, проводимых отделом культуры.

В 2018 году в отдел образования района не поступало обращений за оказанием консультативной помощи по вопросам создания частных дошкольных образовательных организаций, вариантных форм дошкольного образования.

По результатам исследования можно сделать вывод, что в настоящее время рынок услуг дошкольного образования детей является рынком с не развитой конкуренцией.

Рынок услуг в сфере культуры

Главные задачи, решаемые отделом культуры - сохранение культурного наследия, поддержка деятельности организаций и учреждений культуры по выявлению, сохранению, популяризации художественного наследия и развития традиционного творчества, содействие вовлечению в сферу традиционной народной культуры различных возрастных и социальных групп населения, развитию духовности, эстетическом воспитании граждан, прежде всего, детей и молодежи.

Отдел культуры, спорта и молодежной политики администрации Клинцовского района приобрел статус юридического лица и стал учредителем всех учреждений культуры Клинцовского района:

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческий центр культурно-досуговой работы» реорганизовано в единое культурно-досуговое объединение со статусом юридического лица, в которое входят 22 структурных подразделения, расположенных в 9 сельских поселениях.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Клинцовская районная межпоселенческая центральная библиотека» реорганизована в единое библиотечное объединение со статусом юридического лица, в которое входит 21 структурное подразделение, расположенное в 9 сельских поселениях.

Главные задачи, решаемые учреждениями культуры:

- сохранение культурного наследия,

- поддержка деятельности организаций и учреждений культуры по выявлению, сохранению, популяризации художественного наследия и развития традиционного творчества,

- содействие вовлечению в сферу традиционной народной культуры различных возрастных и социальных групп населения, развитию активности их общественно-культурной деятельности и творческих дарований,

- возрастание роли народного художественного творчества в возрождении духовности, эстетическом воспитании граждан, прежде всего, детей и молодежи.

На базе учреждений культуры Клинцовского района действует:

145 культурно-досуговых формирования, в которых задействовано 1524 участника;

79 любительских объединений по интересам, в которых участников – 874 человек;

66 кружков самодеятельного народного творчества, в них участников – 650 человека;

11 комнат и уголков крестьянского быта.

Работники культуры ежегодно совершенствуют свое профессиональное мастерство, обучаясь на курсах повышения квалификации.

Учреждения культуры Клинцовского района оказывают платные услуги населению, участвуют в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.

Сеть муниципальных культурно-досуговых учреждений имеет тенденцию к сокращению. Вместе с тем, сохранена система организации и проведения смотров, конкурсов, фестивалей.

Учреждения культуры Клинцовского района уделяют большое внимание изучению, сохранению и популяризации обычаев и традиций русского народного творчества.

Негосударственные учреждения на данном рынке услуг отсутствуют.

Учитывая полученные в результате исследования результаты, можно сделать вывод об отсутствии конкуренции на рынке услуг в сфере культуры.

Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства

Жилищный фонд Клинцовского района составляет более 564 тыс. кв. м общей площади. Эксплуатируется 33 котельные, 244 трансформаторные подстанции. Протяженность тепловых сетей составляет 10,5 км, электрических сетей 991,33 км, водопроводных сетей 184,122 км и канализационных 13,4 км. Обслуживается 68 водопроводных скважин и 3 канализационных насосных станций.

На территории района расположен 51 многоквартирный дом, из которых собственники помещений выбрали следующий способ управления:

- непосредственное управление - 36 домов (70,6%);

- ТСЖ - 6 домов (11,8%);

- управляющая компания - 9 домов (17,6%).

Для повышения ответственности управляющей организации, товарищества собственников жилья в районе проводятся мероприятия по определению их рейтинга согласно постановлению администрации Брянской области от 29 июня 2011 года № 588 «О повышении ответственности и об организации работы по созданию рейтинга управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов перед собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области»

Информация о деятельности управляющей компании раскрывается на собственном сайте в сети Интернет.

Основными показателями деятельности управляющей компании для формирования объективного рейтинга является количество жалоб и обращений собственников помещений; наличие решений собственников помещений об утверждении планов ремонта и содержания общего имущества дома; своевременность предоставления отчетности собственникам помещений; объемы, качество и стоимость выполнения работ, выполнение мероприятий по энерго- и ресурсосбережению.

Реализация вышеперечисленных мероприятий способствует улучшению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, развитию конкуренции, прозрачности сферы ЖКХ.

С целью улучшения условий обеспечения населения качественными жилищно-коммунальным услугами, разработано и утверждено постановление администрации о района от 04.07.2018г. №521 «Об утверждении комплекса мер, («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства на территории Клинцовского района на 2018-2020 годы». Документ содержит 28 мероприятий.

Документ включает в себя обеспечение проведения своевременного капремонта многоквартирных домов, оценку показателей качества и надежности оказания услуг ЖКХ, а также утверждение четких планов информирования населения о преобразованиях в сфере ЖКХ.

В соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации выбор способа управления многоквартирным домом, выбор управляющей организации относятся к компетенции общего собрания собственников. Собственник вправе выбрать управляющую компанию в зависимости от стоимости предлагаемых ими услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Конкуренцию могут составить ряд управляющих компаний осуществляющих деятельность на территории г.Клинцы.

На территории Клинцовского района в 2018 году в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляло деятельность 7 отраслевых предприятий, из них 3 (42,8%) организаций частной формы собственности. В муниципальной и государственной собственности находится 4 организации.

Большинство ресурсоснабжающих организаций жилищно-коммунального комплекса, использующих сложную инженерную сетевую инфраструктуру, являются локальными монополиями (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), что объективно ограничивает возможность развития конкуренции на рынке предоставления услуг. Монополия в данной сфере является объективно обусловленной и предпочтительней, как с технологической, так и с позиций экономической эффективности ее функционирования.

Нерегулярность платежей от потребителей и неполный сбор оплаты услуг от населения снизили эффективность деятельности предприятий, что привело к значительному ухудшению состояния технической базы ЖКХ.

В силу технологических ограничений, сложившейся системы сетей энергоснабжения, водообеспечения и водоотведения данные секторы рынка имеют низкий потенциал развития конкуренции.

Значительный износ коммунальных сетей затрудняет передачу сетей в частное управление. В среднем износ инженерных коммуникаций составляет более 70 %.

Для улучшения инженерной инфраструктуры и, соответственно, повышения качества предоставления коммунальных услуг на капитальный ремонт объектов ЖКХ по краткосрочному (2018г.) году было выделено 1228 тыс.руб.

К проблемным вопросам, препятствующим вхождению на рынок жилищно-коммунальных услуг частных компаний, относятся:

- высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры;

- высокая капиталоемкость оказываемых услуг и невысокий уровень инвестиций;

- высокий уровень физического износа жилищного фонда;

- недостаточный уровень развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Рынок розничной торговли и плодоовощной продукции

Основным источником рабочих мест для малого бизнеса продолжает оставаться сфера торговли и услуг, при этом торговля в настоящий момент является наиболее успешной отраслью экономики. На территории районе функционируют 109 торговых предприятия, из них 23,9 % предприятия потребительской кооперации, 76,1 % – частной формы собственности.

На 01.01.2019 года торговая площадь магазинов и торговых павильонов по району составила 5467,82 м.кв. Уровень обеспеченности населения области площадью торговых объектов к расчетному нормативу составляет 99 % (обеспеченность торговыми площадями 314,09 м.кв., расчетный норматив 297 м.кв.).

Оборот розничной торговли с учётом сокрытого рынка в 2018 году составил 750,74 млн. рублей. Темп роста составил 105,5%. По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности торговых субъектов уже несколько лет подряд коэффициент по ЕНВД К2 не повышается.

В настоящее время в торговых предприятиях представлен разнообразный ассортимент продовольственных товаров с широким диапазоном цен.

В 2018 году в розничных предприятиях торговли района существенных изменений в ассортименте товаров не наблюдалось. Потребительский рынок насыщен и удовлетворяет платежеспособный спрос населения.

На территории района 57 отдаленных населенных пунктов в них проживает 1691 человек. Торговое обслуживание населения 35-ти пунктов, осуществляется посредством выездной торговли (система райпо, частные предприниматели) В рамках мер, направленных на улучшение торгового обслуживания жителей населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, в районе утверждены графики выездной торговли, за населенными пунктами, закреплены конкретные торговые предприятия и индивидуальные предприниматели, утверждены схемы размещения нестационарных объектов. Осуществляется постоянный контроль за обеспечением отдалённых пунктов продуктами питания. В остальных 23 населенных пунктах жители обслуживаются самостоятельно.

В 2018 году продолжила функционировать постоянно действующая ярмарка на 130 торговых мест. Ежегодно на ярмарке проводятся "овощные базары". Места на ярмарках предоставлялись всем желающим (сельскохозяйственным предприятиям, крестьянско-фермерским хозяйствам, гражданам, предприятиям перерабатывающей промышленности). В 2018 году на "овощном базаре" реализовано картофеля - 60,00 тн., свеклы - 2,5 тн., моркови- 6,6 тн., капусты – 12,9 тн., лука – 3,4 тн., зерна – 72 тн.

Осуществление процедур государственных и муниципальных закупок

За 2018 год доля закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составила 15%.

Число участников конкурентных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд составило менее 2 ед.

Обеспечение муниципальными заказчиками при формировании документации о закупках выполнения требований о привлечении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций – выполнение требований ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013г.

Обеспечение и сохранение целевого использования муниципальных объектов недвижимого имущества

Согласно прогнозного плана приватизации на 2018 год с дополнениями, а также с учетом прогнозных планов приватизации прошлых лет в 2018 году продано 5 объектов имущества на сумму 602 403,95 руб.

Принят прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2019 год на сумму 100 000,00 руб.

Постоянно размещается информация о реализации муниципального имущества Клинцовского района и о предоставлении его в аренду, собственность в средствах массовой информации и в сети «Интернет», более того это предусматривается действующим законодательством РФ.

Результаты деятельности по внедрению Стандарта развития конкуренции

В целях внедрения и реализации Стандарта развития конкуренции на территории Брянской области заключено соглашение о внедрении стандарта развития конкуренции на территории Брянской области между депаратментом экономического развития Брянской обасти и администрацией Клинцовского района.

Постановлением администрации Клинцовского района №1121 от 28.11.2016 года утвержден план мероприятий («дорожная карта» по содействию развитию конкуренции в Клинцовском районе Брянской области на 2016 – 2018 г.г.

Отдел экономики администрации Клинцовского района определен ответственным за координацию действий структурных подразделений администрации клинцовского района, ответственных за реализацию мероприятий по развитию конкуренции и принятие мер по достижению целевых показателей «дорожной карты».

Таким образом, в плане мероприятий были выделены следующие рынки:

- Рынок услуг дошкольного образования;

- Рынок услуг дополнительного образования;

- Рынок услуг в сфере культуры;

- Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства;

- Рынок розничной торговли;

- Рынок услуг плодоовощной продукции.

На официальном сайте Клинцовского района, в сфере развития конкуренции в Клинцовском районе, функционирует раздел, посвященный развитию конкуренции: http://www. klinrai.ru/ - Экономика и социальная сфера – Развитие конкуренции.

В данном разделе размещается информация, касающаяся развития конкуренции и внедрения Стандарта развития конкуренции: федеральные и региональные законодательные акты, предусмотрен раздел «Опросы представителей предпринимательского сообщества и потребителей».


Возврат к списку