Информация о состоянии и развитии конкурентной среды на приоритетных и социально значимых рынках товаров и услуг Клинцовского района за 2017 год

02.02.2018

Информация о состоянии и развитии конкурентной среды на приоритетных и социально значимых рынках товаров и услуг Клинцовского района за 2017 год

Скачать документ

В информации приведены основные итоги проводимой в Клинцовском районе конкурентной политики, представлены результаты исследования состояния конкуренции на приоритетных и социально значимых товарных рынках Клинцовского района.

Результаты социологического исследования.

Во исполнение требований Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации по проведению мониторинга в 2017 году в Клинцовском районе проведено исследование «Состояние конкурентной среды на рынках товаров и услуг».

Целью данного исследования являлось изучение состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Клинцовского района.

Основные исследовательские задачи:

- выявление проблем бизнеса в регионе: оценка предпринимателями успешности развития бизнеса, выявление основных препятствий для развития бизнеса.

- оценка бизнесом существующего состояния конкуренции в Клинцовском районе.

- изучение удовлетворённости населения качеством товаров и услуг, уровнем цен.

Для решения поставленных исследовательских задач в 2017 году проведен:

- опрос предпринимателей Клинцовского района Брянской области методом личного анкетирования с условным разделением выборки на крупных, средних и мелких предпринимателей;

- опрос населения (потребителей) Клинцовского района о степени удовлетворенности качеством товаров и услуг на приоритетных и социально значимых рынках региона методом анкетирования.

На официальном сайте Клинцовского района было размещено уведомление о проведении опроса.

В ходе экспертного опроса проведено 2 анкетирования с представителями бизнеса, опрошено 10 чел. потребителей товаров и услуг.

Выводы исследования:

Проведенное исследование показало, что социальное самочувствие бизнес-сообщества характеризуется сегодня как удовлетворительное.

Административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса, оцениваются как средние. Особенно бизнес-сообщество обеспокоено сложностями с получением земли.

50% респондентов считают, что принимаемые меры по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионе благоприятствуют организации и ведению молодого бизнеса.

По оценкам бизнеса уровень конкуренции в Клинцовском районе сложился следующим образом: 50% опрошенных указали на умеренную конкуренцию, 25% отмечают высокий уровень конкуренции.

Большинство представителей бизнес-сообщества удовлетворены качеством официальной информации о развитии рыночной конкуренции размещаемой в сети Интернет в районе.

Жители Клинцовского района в возрастной категории от 35 лет отмечают средний уровень, прежде всего, медицинских услуг, услуг в сфере культуры, услуг перевозок пассажиров наземным транспортом. Они оценивают качество услуг газо-, электро-, тепло- и водоснабжения, как удовлетворительное.

Удовлетворённость населения региона ценовой политикой остается средняя.

Рынок розничной торговли и плодоовощной продукции

В связи с оттоком населения из сельской местности в города. На 01.01.2018 года на территории района функционирует 109 торговых объектов, из них 26 потребкооперации (25% от всех торговых объектов) и 83 частных (75% от всех торговых объектов). Количество магазинов в 2017 году сократилось на 2 %.

Количество продовольственных магазинов уменьшилось на 70%, количество непродовольственных магазинов уменьшилось на 1%, количество смешанных магазинов увеличилось на 11%.

В 2017 году количество магазинов потребкооперации уменьшилось на 7% в сравнении с 2016 годом, а магазинов частной формы собственности уменьшилось на 1%.

На 01.01.2018 года торговая площадь магазинов и торговых павильонов по району составила 5245,12 м.кв. Уровень обеспеченности населения области площадью торговых объектов к расчетному нормативу составляет 99 % (обеспеченность торговыми площадями 296,5 м.кв., расчетный норматив 297 м.кв.).

Оборот розничной торговли с учётом сокрытого рынка в 2017 году составил 669,5 млн. рублей. Темп роста 105,5%.

За период 2017 года проведено 11 проверок 27 торговых предприятий на предмет соблюдения правил торговли. По результатам проверок составлены справки, которые переданы в сельские администрации и торговые предприятия. Просроченного товара не обнаружено. Предельный размер торговых надбавок на социально значимые продукты составил 15-20%.

Цены в 2017 году на социально значимые продукты в сравнении с предыдущим годом остались практически без изменений.

Сеть предприятий бытового обслуживания представлена 5 предприятиями, кроме того функционируют пункты приёма заказа на исполнение бытовых услуг в магазинах райпо.

Торговое обслуживание населения отдалённых пунктов осуществляется посредством выездной торговли (система райпо, частные предприниматели) В рамках мер, направленных на улучшение торгового обслуживания жителей населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, в районе утверждены графики выездной торговли, за населенными пунктами, закреплены конкретные торговые предприятия и индивидуальные предприниматели, утверждены схемы размещения нестационарных объектов. Осуществляется постоянный контроль за обеспечением отдалённых пунктов продуктами питания.

На сегодняшний день на территории района 83 отдаленных населенных пункта, в 28 населенных пунктах фактически никто не проживает, в них проживает 1367 человек.

В 34 населенных пунктах товары первой необходимости жителям района поставляют с помощью автолавки. В остальных 21 населенном пункте жители обслуживаются самостоятельно.

За истекший период 2017 года было проведено 27 проверок на предмет снабжения жителей проживающих в отдаленных населенных пунктах продуктами первой необходимости. В ходе опроса жителей жалоб на качество торгового обслуживания не поступало.

Проведены 3 рейдовых мероприятия по пресечению несанкционированной торговли. Фактов нарушения не выявлено Ежемесячно проводится мониторинг цен на основные социально значимые продовольственные товары на потребительском рынке Клинцовского района. Значительного роста цен за истекший период не наблюдалось.

На сегодняшний день в районе функционирует 1 постоянно действующая ярмарка на 115 торговых мест.

С началом сезона сбора урожая и в целях развития региональной товаропроводящей инфраструктуры, улучшения доступности и дополнительного обеспечения населения картофелем, плодоовощной продукцией и продовольственными товарами местных производителей в 2017 году с 6 августа по 30 октября была организована ярмарка выходного дня по продаже сельскохозяйственной продукции и продукции перерабатывающих предприятий области. На ярмарке было реализовано картофеля - 34,00 тн., свеклы - 6 тн., моркови- 5 тн., капусты – 6 тн., лука – 4 тн., овса – 26 тн., пшеницы – 25 тн., ячменя – 16 тн., яиц 7220 шт.

По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности торговых субъектов, было принято решение о сохранении коэффициент по ЕНВД К2 на прежнем уровне в 2017 году.

По состоянию на 01.01.2018 года на территории района осуществляют свою деятельность 46 малых предприятий и 197 индивидуальных предпринимателей, что на 13% ниже уровня прошлого года.

Наиболее распространенным видом деятельности индивидуальных предпринимателей в районе остается розничная торговля и сельское хозяйство, промышленность.

В соответствии с ФЗ от 24.07.2007 года №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" одним из видов поддержки, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, является имущественная поддержка, оказываемая органами местного самоуправления. Частью 4 статьи 18 Закона №209-ФЗ предусмотрено утверждение перечня муниципального имущества, свободного от права третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

В Клинцовском районе и в сельских администрациях утверждены перечни муниципального имущества, свободного от права третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

+Наименование нормативного правового акта

Принявший орган

Номер и дата принятия

- Постановление

Администрация Клинцовского района

№691 от 26.08.2013 года

- Постановление

Рожновская сельская администрация

№111 от 11.10.2011 года

- Постановление

Гулевская сельская администрация

№38 от 01.06.2010 года

- Постановление

Медведовская сельская администрация

№57 от 29.02.2016 года

- Постановление

Смотровобудская сельская администрация

№98 от 13.07.2016 года

- Постановление

Смолевичская сельская администрация

№69 от 30.05.2011 года

- Постановление

Великотопальская сельская администрация

№46 от 13.05.2011 года

- Постановление

Коржовоголубовская сельская администрация

№25 от 15.03.2010 года

- Постановление

Лопатенская сельская администрация

№31 от 14.05.2010 года

- Постановление

Первомайская сельская администрация

№48 от 01.7.2017 года

Сводный перечень муниципального имущества, свободного от права третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) размещен на официальном сайте Клинцовского района в разделе Экономика и социальная сфера-малый бизнес в него включено 15 зданий.

В соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

За 2017 год муниципальные заказчики и заказчики Клинцовского района осуществили закупок у субъектов малого предпринимательства на сумму 5,35 млн. рублей.

Рынок услуг дошкольного образования

В Клинцовском районе функционируют 1 дошкольная образовательная организация и 17 дошкольных групп при школах, в них 497 воспитанников.

В 2017 году в отдел образования района не поступало обращений за оказанием консультативной помощи по вопросам создания частных дошкольных образовательных организаций, вариантных форм дошкольного образования.

В 2017 году размещена информации на сайте Клинцовского района о привлечении спонсоров по созданию негосударственного сектора дошкольного образования на территории Клинцовского района.

По результатам исследования можно сделать вывод, что в настоящее время рынок услуг дошкольного образования детей является рынком с не развитой конкуренцией.

Рынок услуг дополнительного образования

В Клинцовском районе функционирует 1 учреждение дополнительного образования – Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа Клинцовского района» (МБУ ДО «ДМШ Клинцовского района»). Учреждение имеет филиалы для осуществления образовательной деятельности с филиалами в п. Чемерна и п. Первое Мая.

Программами дополнительного образования детей в учреждении охвачено 40 учащихся. Преподавание ведется по общеразвивающим и предпрофессиональным программам на двух отделениях – народном и фортепианном. В школе работает 6 человек (5 преподавателей и директор), образование которых соответствует профилю учебного заведения.

Разработанные образовательные программы позволяют индивидуально подходить к занятиям с конкретно взятым учащимся, учитывая их природные данные и способности.

Не менее 80% учащихся успевают на «хорошо» и «отлично». Уровень подготовки выпускников составляет 100%.

Главные задачи, решаемые учреждением дополнительного образования - формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся, выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, формирование общей культуры обучающихся.

Обучающиеся ДМШ активно участвуют в зональных и областных смотрах, конкурсах, а также мероприятиях, проводимых работниками учреждений культуры района. Проводят тематические мероприятия для детей, концерты в детских садах и школах.

Рынок услуг в сфере культуры

Отдел культуры, спорта и молодежной политики администрации Клинцовского района приобрел статус юридического лица и стал учредителем всех учреждений культуры Клинцовского района:

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческий центр культурно-досуговой работы» реорганизовано в единое культурно-досуговое объединение со статусом юридического лица, в которое входят 22 структурных подразделения, расположенных в 9 сельских поселениях.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Клинцовская районная межпоселенческая центральная библиотека» реорганизована в единое библиотечное объединение со статусом юридического лица, в которое входит 21 структурное подразделение, расположенное в 9 сельских поселениях.

Главные задачи, решаемые учреждениями культуры:

- сохранение культурного наследия,

- поддержка деятельности организаций и учреждений культуры по выявлению, сохранению, популяризации художественного наследия и развития традиционного творчества,

- содействие вовлечению в сферу традиционной народной культуры различных возрастных и социальных групп населения, развитию активности их общественно-культурной деятельности и творческих дарований,

- возрастание роли народного художественного творчества в возрождении духовности, эстетическом воспитании граждан, прежде всего, детей и молодежи.

На базе учреждений культуры Клинцовского района действует:

149 культурно-досуговых формирования, в которых задействовано 1560 участника;

84 любительских объединений по интересам, в которых участников – 921 человек;

65 кружков самодеятельного народного творчества, в них участников – 639 человека;

11 комнат и уголков крестьянского быта.

Работники культуры ежегодно совершенствуют свое профессиональное мастерство, обучаясь на курсах повышения квалификации.

Учреждения культуры Клинцовского района оказывают платные услуги населению, участвуют в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.

Сеть муниципальных культурно-досуговых учреждений имеет тенденцию к сокращению. Вместе с тем, сохранена система организации и проведения смотров, конкурсов, фестивалей.

Учреждения культуры Клинцовского района уделяют большое внимание изучению, сохранению и популяризации обычаев и традиций русского народного творчества.

Негосударственные учреждения на данном рынке услуг отсутствуют.

Учитывая полученные в результате исследования результаты, можно сделать вывод об отсутствии конкуренции на рынке услуг в сфере культуры.

Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства

Жилищный фонд Клинцовского района составляет более 564 тыс. кв. м общей площади, в районе эксплуатируется 33 котельных, 244 трансформаторных подстанции, 10,5 км тепловых сетей, 991,33 км электрических сетей, 181,659 км сетей водопровода и 13,4 км канализационных сетей, 67 шт. водопроводных скважин и 3 канализационных насосных станции.

На территории района насчитывалось 53 многоквартирных дома, из которых собственники помещений выбрали следующий способ управления:

- многоквартирные дома, осуществляющие непосредственное управление помещений - 38 домов (72%);

- управление посредством ТСЖ - 6 домов (11%);

- многоквартирные дома, в которых управление осуществляется посредством управляющей компании - 9 домов (17%).

Для повышения ответственности управляющей организации, товарищества собственников жилья в районе проводятся мероприятия по определению их рейтинга согласно постановлению администрации Брянской области от 29 июня 2011 года № 588 «О повышении ответственности и об организации работы по созданию рейтинга управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов перед собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области»

Информация о деятельности управляющей компании раскрывается на собственном сайте в сети Интернет.

Основными показателями деятельности управляющей компании для формирования объективного рейтинга является количество жалоб и обращений собственников помещений; наличие решений собственников помещений об утверждении планов ремонта и содержания общего имущества дома; своевременность предоставления отчетности собственникам помещений; объемы, качество и стоимость выполнения работ, выполнение мероприятий по энерго- и ресурсосбережению.

Реализация вышеперечисленных мероприятий способствует улучшению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, развитию конкуренции, прозрачности сферы ЖКХ.

Также для улучшения условий обеспечения населения качественными жилищно-коммунальным услугами в районе разработан и утвержден постановлением администрации Клинцовского района от 26 декабря 2014г. №1373 комплекс мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства Клинцовского района. Документ содержит 64 мероприятия.

Документ включает в себя обеспечение проведения своевременного капремонта многоквартирных домов, оценку показателей качества и надежности оказания услуг ЖКХ, а также утверждение четких планов информирования населения о преобразованиях в сфере ЖКХ.

В соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации выбор способа управления многоквартирным домом, выбор управляющей организации относятся к компетенции общего собрания собственников. Собственник вправе выбрать управляющую компанию в зависимости от стоимости предлагаемых ими услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Конкуренцию могут составить ряд управляющих компаний осуществляющих деятельность на территории г.Клинцы.

На территории Клинцовского района в 2017 году в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляло деятельность 6 отраслевых предприятий, из них 3 (50%) организаций частной формы собственности. В муниципальной и государственной собственности находится 3 организации.

Большинство ресурсоснабжающих организаций жилищно-коммунального комплекса, использующих сложную инженерную сетевую инфраструктуру, являются локальными монополиями (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), что объективно ограничивает возможность развития конкуренции на рынке предоставления услуг. Монополия в данной сфере является объективно обусловленной и предпочтительней, как с технологической, так и с позиций экономической эффективности ее функционирования.

Нерегулярность платежей от потребителей и неполный сбор оплаты услуг от населения снизили эффективность деятельности предприятий, что привело к значительному ухудшению состояния технической базы ЖКХ.

В силу технологических ограничений, сложившейся системы сетей энергоснабжения, водообеспечения и водоотведения данные секторы рынка имеют низкий потенциал развития конкуренции.

Значительный износ коммунальных сетей затрудняет передачу сетей в частное управление. В среднем износ инженерных коммуникаций составляет более 70 %.

Для улучшения инженерной инфраструктуры и, соответственно, повышения качества предоставления коммунальных услуг на капитальный ремонт объектов ЖКХ по краткосрочному (2017г.) году было выделено 2587,419 тыс.рублей.

К проблемным вопросам, препятствующим вхождению на рынок жилищно-коммунальных услуг частных компаний, относятся:

- высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры;

- высокая капиталоемкость оказываемых услуг и невысокий уровень инвестиций;

- высокий уровень физического износа жилищного фонда;

- недостаточный уровень развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно прогнозного плана приватизации на 2017 год с дополнениями, а также с учетом прогнозных планов приватизации прошлых лет в 2017 году продано следующее имущество: - нежилое здание с земельным участком в с. Великая Топаль Клинцовского района на сумму 50190 руб.;

- транспортное средство на сумму 18900 руб.;

- нежилое здание с земельным участком в п. Первое Мая Клинцовского района на сумму 530725 руб.;

- гидротехническое сооружение в д. Кузнец Клинцовского района на сумму 31500 руб.;

- здания мастерской с земельным участком в с. Гута-Корецкая Клинцовского района на сумму 51671 руб.;

- гидротехническое сооружение в п. Окоп Клинцовского района на сумму 28298 руб.;

- нежилое здание с земельным участком в с. Ольховка Клинцовского района на сумму 54600 руб.;

- нежилое здание с земельным участком в с. Малая Топаль Клинцовского района на сумму 56700 руб.

Принят прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2018 год на сумму 110000 руб.

В 2017 г. было выдано 9 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов кап. строительства (гаражи, торговые павильоны и т.д.). Из них социально значимых объектов введен в эксплуатацию 1 объект: «Строительство автомобильной дороги Подъезд к ферме КРС ООО «БМК» автомобильной дороги «Брянск-Новозыбков» - Сурецкий Муравей на км 4+850 в Клинцовском районе Брянской области (1 пусковой комплекс ПК0+00 – ПК47+30)», по адресу: Брянская область, Клинцовский район (протяженность – 4730,0 кв.м., категория V, ширина земляного полотна – 8,0 м, ширина проезжей части – 4,5 м., расчетная нагрузка на дорожную одежду - АК-6, расчетная нагрузка на искусственные сооружения - АК-14, НК-14, расчетная скорость движения – 60 км/ч.

Результаты деятельности по внедрению Стандарта развития конкуренции

В целях внедрения и реализации Стандарта развития конкуренции на территории Брянской области заключено соглашение о внедрении стандарта развития конкуренции на территории Брянской области между депаратментом экономического развития Брянской обасти и администрацией Клинцовского района.

Постановлением администрации Клинцовского района №1121 от 28.11.2016 года утвержден план мероприятий («дорожная карта» по содействию развитию конкуренции в Клинцовском районе Брянской области на 2016 – 2018 г.г.

Отдел экономики администрации Клинцовского района определен ответственным за координацию действий структурных подразделений администрации клинцовского района, ответственных за реализацию мероприятий по развитию конкуренции и принятие мер по достижению целевых показателей «дорожной карты».

Таким образом, в плане мероприятий были выделены следующие рынки:

- Рынок услуг дошкольного образования;

- Рынок услуг дополнительного образования;

- Рынок услуг в сфере культуры;

- Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства;

- Рынок розничной торговли;

- Рынок услуг плодоовощной продукции.

Ответственные за реализацию мероприятий по развитию конкуренции и принятия мер по достижению целевых показателей «дорожной карты» прошли дистанционное обучение.

Таким образом, успешно прошли дистанционное обучение 13 руководителей (специалистов) структурных подразделений, уполномоченных в области конкурентной среды на рынках товаров и услуг.

На официальном сайте Клинцовского района, в сфере развития конкуренции в Клинцовском районе, функционирует раздел, посвященный развитию конкуренции: http://www. klinrai.ru/ - Экономика и социальная сфера – Развитие конкуренции.

В данном разделе размещается информация, касающаяся развития конкуренции и внедрения Стандарта развития конкуренции: федеральные и региональные законодательные акты, предусмотрен раздел «Опросы представителей предпринимательского сообщества и потребителей».



Возврат к списку